Слайд 1Учитель МБОУ «СШ№29»- Удалова Е.В. (изобразительное искусство)
Весна в картинах художников
Слайд 2Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы
от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей.
Сорокин. «Май»
Слайд 3Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958).
В начале весны. 1917
Слайд 4Художник Василий Бакшеев является продолжателем традиций русских пейзажистов – Саврасов, Грабарь,
Левитан тоже писали картины, изображавшие лес в разные времена года.
И какой же русский пейзаж может быть без милой сердцу березы? На картине изображен лес в середине весны, когда еще не появились листья на деревьях, но воздух уже полон тепла и сочных запахов просыпающейся природы. Так и чувствуешь грибной аромат мокрой прошлогодней листвы, нежный и острый дух от старой и молодой травы, лопающихся почек.
В пейзаже нет ничего особенного, он не бьет на эффект, здесь всего лишь изображена спокойная русская природа в чудесный весенний день. Мы видим, что день солнечный и теплый: от деревьев ложатся тени, а тропинка залита водой от стаявшего снега. Но самое замечательное, по моему мнению, на этом пейзаже небо. Именно таким оно бывает весной, и только весной, таким глубоким, пронзительно-голубым, глядя на которое, сильнее всего ощущаешь, что зима ушла, а жизнь продолжается. Весеннее тепло растопило снег и пробудило к жизни почки на березах – деревья еще голые, но уже сквозит в ветвях та чудесная зеленая дымка, которая является предвестником весны. Она неясно, но радостно зеленеет на фоне небесной сини.
Слайд 5Художник не использовал темных красок, все оттенки в его произведении –
светлые, мягкие, которые больше всего подходят для описания весны. Бежевые и розоватые стволы берез, бледно-зеленая трава и голубое небо удивительно четко передают ощущение свежести и чистоты проснувшейся после зимней дремы природы. Нет резких контрастов, все цвета плавно гармонируют друг с другом. Василий Бакшеев смог мастерски подобрать самые нужные оттенки для передачи общего настроения покоя и просветленности.
На переднем плане деревья растут не так густо, как на заднем, где березовая роща постепенно сливается в бежево-зеленоватое пятно. За светлыми стволами берез сквозит зелень елей, хорошо оттеняющая и дополняющая девическую нежность и стройность юных деревьев. Композиция картины стандартная, перспектива постепенно углубляется, что передается с помощью тропинки, ведущей вглубь рощи.
Очень трудно передать в статичном полотне зарождение новой жизни, ее трепет и радостное дыхание, но художнику отлично удалось показать на холсте кусочек живого мира. Неспроста он выбрал эту березовую опушку – пусть и нет здесь эффектной композиции или яркого колорита, но она несет в себе свежесть и бодрость вечно юной природы и свидетельствует о такой же нестареющей душе художника.
Слайд 6Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). На пашне. Весна. Первая половина 1820-х
Слайд 7Картина Алексея Гавриловича Венецианова "На пашне. Весна" на первый взгляд кажется
немного странной и содержит много вопросов. Однако без нее немыслимо представить себе русскую живопись. Давайте вместе посмотрим на эту картину, зададим все возникающие вопросы и попробуем на них ответить.
Мы видим на картине распаханное поле ранней весной. Где-то по краям пробивается зелень, ее хорошо видно на переднем, нетронутом краю поля. У правой кромки зеленеет несколько тоненьких деревьев возле странного скошенного пня. Очень нарядная женщина в розовом сарафане и красивом кокошнике с легкостью ведет по вспаханной земле двух сильных лошадей, которые тянут за собой борону. Женщина идет по пашне босиком, ступая очень легко, будто танцует, на лице ее улыбка.
На переднем плане картины справа сидит младенец, спокойно забавляясь какими-то своими игрушками. Слова "красивый", "красивая" можно применять почти ко всему, изображенному на картине: красивый пейзаж, красивая женщина, красивые кони, красивый наряд, красивое голубое небо с белыми облаками.
Слайд 8Что же в этой картине странного и удивительного? Мы все знаем,
что крестьянский труд - тяжелый и изнурительный, боронить поле на лошадях - нелегкая грязная работа и для человека, и для лошадей. Почему же женщина оделась так празднично, почему работа дается ей с легкостью, а не с напряжением? Почему не видно напряжения и в лошадях? Почему, несмотря на то, что весна ранняя, а, значит, еще холодно, героиня картины идет по земле босиком - ведь, судя по одежде, она не из самых бедных крестьян и обувь у нее должна быть? Почему ребенок в одной лишь рубашонке сидит в такое время года на голой земле и не мерзнет, не плачет? И, наконец, почему женщина намного больше лошадей, ведь эти рабочие лошади - не пони?
Разгадка простая: художник изобразил не обычную крестьянку, а сказочный образ весны, воплощенный в красивой женщине. Именно такой прекрасной, легкой, нарядной, молодой представилась ему весна, легко ступающая по земле, обновляющая мир, успокаивающая детей, ведущая за собой природу. Вдали есть еще две такие же работающие группы, что утраивает образ, говорит о том, что весна наступает повсеместно.
Слайд 9Особую любовь художник вложил в написание пейзажа. В истории русской живописи
это первый пейзаж русской природы, до этого живописцы изображали только заграничные виды, русская земля считалась недостойной кисти и красок. Венецианов первый открыл ее неповторимую красоту.
Слайд 10Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897). Весенний день. 1873
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897). Грачи
прилетели. 1871
Слайд 11Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи.
Эта картина - тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину. Так бывает, когда человек, долго носивший теплую куртку во время холодной зимы, вдруг однажды вышел в ней на улицу и заметил: "Стоп, а ведь теплая одежда больше не нужна, весна началась и теперь с каждым днем будет теплее." Картина представляет собой довольно неказистый, обыденный пейзаж. Мы видим природу, совсем не отошедшую от зимнего сна, не преобразившуюся, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это - весна.
На переднем плане - рыхлый грязный снег. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Несколько голых берез - кривых и изломанных. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Но эта заурядность кажущаяся. Во-первых, из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы. Кстати, пейзаж написан с натуры в Костромской области и эта церковь до сих пор стоит на том же месте, на котором видел ее художник. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света.
Слайд 12Во-вторых, стоит посмотреть внимательнее и мы видим признаки весны - огромную
проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину откуда-то извне. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить - воздух. Алексей Саврасов был большим мастером именно по изображению воздуха, который и давал его картинам чувство, дыхание, наполненность. Картина наполнена воздухом - весенним, свежим, теплым.
Ну и главная деталь, которая только подтверждает наши выводы о весне - грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи - перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась, в этом нет сомнений.
Слайд 13Задание:
Выберите из представленных ниже картин одну и дайте ей оценку –
почувствуйте себя критиком!
Создайте живопись на тему «ВЕСНА» используя смешанную технику
(акварель + гуашь)
Слайд 14Абакумов Михаил Георгиевич
(1948-2010).
Майский вечер
Бравков Владимир Филиппович.
Весна на реке
Тамзловке 2008
Весна Александр Полунин
Слайд 15Весна на Дону (автор не известен)
Слайд 17Виноградов Сергей Арсеньевич (1870-1938). Весна идет. 1911
Слайд 22Цветущая весна
(автор не известен)