Слайд 1Урок Изобразительного Искусства 5 класс
Тема: предметы народных промыслов в нашей современной
жизни
Цель: 1) Закрепить знания учащихся о народных промыслах родного края
2)Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления
3) Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и ее истории
Оборудование и материалы:
Образцы элементов «видов росписей»
Предметы ДПИ
Слайд 2И дальше тропой неизбежной,
Сквозь годы и бедствий и смут
Влечется суровый, прилежный
Веками
завещанный труд
В.Я.Брюсов
План урока
1.Орг момент
Повторение пройдённого
1.Составить из основных элементов росписи орнамент того или иного вида росписи
- хохлома
- жостовская
- гжель
- городецкая
2. Кроссворд
3. А мы в это время поговорим о труде, о секретах, которые передавали из поколения в поколение мастера народных промыслов
**Народные промыслы – это гордость России
Сейчас я зачитаю стихи, а вы должны ответить, о каком виде промыслов я говорю и выбрать предмет от того промысла
Слайд 5На красочном подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних
листьев
Лесной подснежник первый
Пушистые все кисти
Нежнее мягкой вербы
(Жостовский промысел)
Вот такая роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Все здесь так одели
В этот несказанный,
праздничный наряд?
(Хохлома)
Слайд 6Назови, подружка, цветок
Самый милый и любой, -
А подружка отвечает:
«Колокольчик голубой!»
Василек, василек,
А
лучше незабудки
Заплету из них венок
Две сестры Машутки
Из лазоревого цвета
Наберу и два букета
Синий лентой завяжу,
Кому в подарок не скажу
(Гжель)
Слайд 7Я просила поискать пословицы и поговорки о народных промыслах, о труде,
секретах умельцев, которые передавали из поколения в поколение.
Дети читают поговорки и пословицы о труде:
Что не ремесло, то и промысел.
Не без ума, так и не без промысла.
Только воровство не промысел.
Иглой да бороной деревня стоит.
Какого волокно, такого и полотно.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах
Работа да руки – надежные в людях поруки.
Не за свое дело не берись, за своим не ленись.
Горька работа, да сладок хлеб.
Слайд 8Новая тема:
Мы повторили с вами о промыслах России, а сегодня мы
поговорим о современных промыслах.
Само слово «Промысел» в словаре Даля обозначает – действие промышляющего, что- либо.
Здесь нужны навыки, знания, умения. У нас есть в Ростовской области наш замечательная Семикаракорская артель, где изготавливают фаянсовый фарфор.
О нем нам расскажет ученица, которая подготовила презентацию.
Слайд 9Семикаракорский
художественый
промысел
Слайд 10Семикаракорская керамика - уникальное явление культуры нижнего Дона.
Это многообразие фаянсовых сувениров
с казачьей, православной и другой тематикой, посуды с ручной кистевой росписью, возможность изготавливать подарки по заказу от 1штуки.
Слайд 11История донского фаянса насчитывает всего несколько десятков лет. В 1972 году
в Семикаракорске на месте бывшей гончарной мастерской был создан цех художественной керамики. Из небольшой артели выросло предприятие, продукцию которого отличает неповторимый стиль, столь же узнаваемый, как гжель или хохлома. Создаётся семикаракорская керамика Закрытым Акционерным Обществом «Аксинья». Это единственное в Ростовской области предприятие, которое является членом Ассоциации «Народные художественные промыслы России», что подтверждает особый статус выпускаемой керамики.
Слайд 12ЗАО «АКСИНЬЯ» —градообразующее предприятие. Оно — основа не только казны донского
города Семикаракорска, но и его славы. В Ростовском областном музее краеведения «Аксинье» были посвящены целые стенды, поэтично рассказывающие о его продукции: «Легкий, тонкий снежно-белый или теплого цвета кости фарфор и основательный, тяжеловатый, но красивый в своей фундаментальности фаянс издавна стали излюбленными материалами для изготовления посуды. Такая посуда, даже самая незатейливая, делает будничную трапезу праздничным обедом».
Слайд 13Своим рождением керамика обязана фантазии и воле одного человека - Николая
Сергеевича Арабского, бывшего в то время директором райпромкомбината. Именно его идея изготовления керамической посуды с художественным украшением стала толчком к началу этого производства на промкомбинате.
Слайд 14 Со временем Семикаракорский промкомбинат приобретает известность среди специалистов всей страны
и и становится местом притяжения для квалифицированных подготовленных художников. Вместе с этим семикаракорская керамика структурируется как народный промысел со своими обычаями и традициями – появляются определённые нормы и правила создания изделий и их декорирования, а также единый стиль семикаракорского письма.
Слайд 15Художественный стиль Семикаракорского промысла формировался при участии специалистов и искусствоведов Московского
Научно-исследовательского института художественной промышленности, опираясь на местную народную культуру и традиции донского искусства.
Слайд 16Художникам и мастерам удалось создать оригинальное художественно-стилевое направление – Семикаракорское письмо
с использованием в росписи букетно-растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке. Отличительной особенностью донского фаянса являются спокойные, нежные, теплые природные тона в желтовато-розовой и голубовато-зеленоватой гамме.
Слайд 17В орнамент могут включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона
Слайд 18
лаконичные сюжеты и композиции, идущие из казачьего фольклора,
Слайд 20Высокохудожественный фаянс органично вписывается в современный интерьер и находит широкое применение
в быту. Выпускаемая продукция характеризуется разнообразным ассортиментом: это наборы и сервизы, вазы, кружки, шкатулки, настенные тарелки, чайницы, салатницы.
Слайд 21Семикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли.
Она впитала все краски этого прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества.
Высокое качество продукции, функциональность, ручная роспись, выполненная с высоким художественным мастерством, создали художественный образ изделий. Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами стал произведением прикладного искусства.
Слайд 22Сегодня работы семикаракорских мастеров фаянса имеют статус произведений народного художественного промысла
и получили признание не только на пространстве бывшего СССР, но и во всём мире. Они регулярно подтверждают своё высокое мастерство на специализированных выставках и ярмарках и неизменно получают высокую оценку и одобрение со стороны специалистов и знатоков керамики.
Слайд 23Семикаракорский фаянс имеет хорошее будущее, перспективы для роста и совершенствования. Залогом
тому служит мощная техническая база, устойчивые экономические связи по всей стране, торговые представительства в Ростове и Москве, квалифицированные кадры и большой духовный и эстетический потенциал, заложенный в людях, создающих прекрасное.
Слайд 24В 1975 году была приглашена работать художником на зарождающееся керамическое производство
в г.Семикаракорск. С 1978 по 2003 включительно возглавляла творческую группу, созданную на предприятии. Внесла огромный вклад в формирование стиля росписи. Её щедрый мазок с нежными тональными переходами, переплетающимися цветами, бутонами и листьями стали основой стиля кистевой росписи семикаракорского письма.
Алдошина
Людмила Васильевна
С 1990 года член союза художников России.
Награждена золотой (1982 год) и бронзовой (1979 год) медалями ВДНХ, удостоена множеством почетных грамот и дипломов. Её работы неоднократно экспонировались на российских и международных выставках.
За многолетний труд и личный вклад в развитие ДПИ на Дону она награждена Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени
Слайд 25 Работает на предприятии с 1979 года. В 1983 году окончила
школу мастерства Ткача В.В., а в 1988 году получила звание мастера-художника по скульптурной пластике и сама возглавила группу учеников.
Самобытный талант художницы уникален, украшает донскую землю и является её своеобразным автографом.
Светлана Валентиновна организовала участок мелкой пластики и является основоположником нового колористического декора – изображения зимних дней на Дону. Нежно голубые тона ее изделий дают замечательный декоративный эффект, делают их легкими и концептуально едиными.
Мартерьянова Светлана Валентиновна
Член союза художников России с 1993 года. Дипломант многочисленных профессиональных выставок разного уровня. Её персональные выставки хорошо известны на Дону.
Слайд 26Кунаховец Петр Антонович
Выпускник художественно-графического факультета Ростовского педагогического института . Работает
на предприятии с 1990 года, он является единственным на промысле художником-гончаром.
В 1983 году он окончил годичную школу по освоению секретов керамического мастерства при цехе художественного фаянса
С 1990 года художник работает в творческом союзе с женой Кунаховец Ольгой Петровной. Основная тема работ художников – это сюжетные росписи на тему казачьего быта, фольклора, охоты, рыболовства, пропаганда творчества любимого поэта-земляка Куликова Б.Н.
Член союза художников РФ с 2000 года.
Слайд 27
Ответьте на вопросы:
1. Какая роспись используется в семикаракорской керамике: кистевая
или шаблонная?
2. Какие мотивы используются в семикаракорской росписи?
3. Какой цвет является фоновым в семикаракорской керамике?
4. Какая цветовая палитра используется семикаракорскими мастерами художественной росписи?
5. Какая особенность отличает семикаракорские изделия от керамики других художественных промыслов?
6. Как называется предприятие , выпускающее семикаракорскую керамику?
7. Какой статус имеет данное предприятие?
ЗАДАНИЕ
Выполните из бумаги макет семикаракорской тарелки с использованием ажура и кистевой росписи
Слайд 30Практическая работа
Нам трудно выполнить такую работу, как делают Семикаракорские мастера, такой
посудой украшали и украшают наши дома. У нас на Руси была еще одна традиция, украшать свои дома оберегами(вениками, венками, гирляндами), это все идет от древних славянских народов.
Люди верили, что в доме живет домовой и его надо задобрить, чтобы он не вредил домочадцам. И чтобы ублажить его люди вешали обереги.
Каждый элемент оберега имел свое значение.
Оберег нельзя делать для себя.
Оберег дарили близким от всех души.
Дарили обереги любимым, когда уходили на войну.
И многие считали, что именно оберег спасал многих от смерти.
Скоро праздники и мы сделаем для дома оберег, которые вы можете подарить родным людям, повесить дома.
На уроках технологии мы сделали для вас части оберега. А сейчас мы украсим его любым мотивом из изученных видов росписи
Слайд 31Итог урока
1. Выставка работ учащихся