Слайд 1Исаак Ильич Левитан
(1860-1900)
Автор презентации: педагог дополнительного образования Емельянова Н.С.
Слайд 2Автопортрет (1880)
И.И. Левитан родился 18 августа 1860 г. в местечке Кибарты
бывшей Сувалкской губернии в образованной обедневшей еврейской семье.
Слайд 3 Семья, в которой было четверо детей, существовала на небольшие заработки отца:
он давал уроки французского и немецкого языка и служил кассиром на железной дороге.
Надеясь поправить материальное положение семьи и дать детям хорошее образование, отец решился на переезд в Москву.
Слайд 4В 1873 году Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния
и зодчества на Мясницкой, где уже учился его старший брат.
Слайд 5Весной 1885 года в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника
он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания. Левитан вышел из Московского училища живописи без диплома. Денег не было.
Слайд 6В апреле 1885 года Левитан поселился в глухой деревне Максимовке. По
соседству, в Бабкине гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.
Антон Павлович Чехов
Слайд 7В конце 1879 года в училище проходила выставка, на которой была
представлена картина "Осенний день. Сокольники". Приехал и П.М. Третьяков, более 20 лет собиравший свою коллекцию. Ему понравилась картина, он попросил познакомить его с художником и захотел приобрести это полотно.
Слайд 8Улица в Ялте (1886)
Остались позади годы учебы в училище. Нужда
и безденежье все еще не оставляли Левитана. Подрабатывал в частной опере С.И. Мамонтова, писал декорации к оперным спектаклям. И весной 1886 года на заработанные деньги уехал в Крым, где писал этюды.
Слайд 9В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на
Волгу. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном.
Слайд 10Во время путешествия он открыл красоту маленького, тихого городка Плёса. Там
Левитан провел три летних сезона (1888—1890), приезжая туда ещё дважды. Около 200 работ, выполненные им за три лета, принесли художнику широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.
«После дождя. Плёс»
Слайд 11И сейчас стоит на набережной белый двухэтажный дом, в котором когда-то
жили художники И.И. Левитан и С.П. Кувшинникова. Этот дом - главная достопримечательность современного Плёса. Здесь находится мемориальный музей Левитана.
Слайд 12Вечерний звон, 1892
Прославленная картина "Вечерний звон" не является портретом определенной местности
- как и "Тихая обитель", она создана под впечатлениями Левитана от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Художник и не ставил своей задачей изобразить определенное место - картина является состоянием души, медитацией, в которую погружается человек, когда видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями...
Слайд 13Март, 1895
О том, какое влияние имело творчество Левитана на современников, можно
по судить по картине "Март". Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но, однажды, он взялся за зимний пейзаж, и написал эту картину - "Март". Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники, включая Юона и Грабаря, варьировали его в своих работах.
Слайд 14В 1893 году была написана самая глубокая по содержанию и самая
личная по настроению картина - "Над вечным покоем". Левитан работал над ней в деревне под Вышним Волочком, на берегу озера.
Слайд 15Золотая осень, 1895
Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он
посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально..
Слайд 16Золотая осень (1895)
1895 год был по-настоящему звёздным годом. В это время
написаны прекрасные полотна: «Март», «Золотая осень», «Свежий ветер», а через два года - «Весна. Большая вода».
Слайд 17Весна. Большая вода, 1897
К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая
картина "Весна. Большая вода". Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня.
Слайд 18Мостик. Саввинская слобода под Звенигородом, 1884
Мостик, бревна, избы, солнце, покосившиеся избы
и зеленая трава. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу.
Слайд 19Сумерки. Луна, 1899
В конце жизни для Левитана особенно характерным стало обращение
к сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями. Одной из лучших работ этого периода является эта картина из собрания Русского музея.
Слайд 20Лето в Москве выдалось жарким и душным. Последнее лето в его
жизни. Он скончался 22 июля 1900 года, через месяц ему было бы 40 лет. На мольберте в его мастерской осталась незаконченной большая картина, которую он хотел назвать "Озеро. Русь". Но и в таком состоянии картина производит удивительное впечатление - почти импрессионистическая непосредственность в передаче свежести и яркости солнечного дня, золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья - все это наполняет зрителя верой в доброе и радостное будущее нашей общей Родины