Слайд 1Дымковская игрушка
Учитель изобразительного искусства
Овчинникова М.А.
Слайд 2 Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник
в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне территория города Кирова).
Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.
Дымковская глиняная игрушка – один из самых ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.
Слайд 4 Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население
слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.
Слайд 6 Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества».
Нередко мастерицы дымковского промысла
создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам.
Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь...
Слайд 8 Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя
вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.
Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти.
Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Слайд 10 Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами,
индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы.
Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
Слайд 12 Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского
края, его насыщенную и древнюю историю.
Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.
Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях.
Слайд 14Источники:
1. http://nhpko.ru
2. https://ru.wikipedia.org/wiki
3. http://dic.academic.ru