Слайд 2
Туржанский Леонард (Леонид) Викторович
1875 - 1945
Слайд 3Разрабатывал тип «левитановского» и «коровинского» пейзажей, «сельского пейзажа» В. Серова.
Слайд 4Писал тонкие по колориту, пастозные по манере исполнения лирические виды русской
северной и уральской природы.
Слайд 5Здесь, на Среднем Урале, Туржанский черпал свои излюбленные мотивы, питавшие его
искусство долгие годы (даже поселившись с 1920 г. в Москве, он каждую весну приезжал в родные края).
Слайд 6Еще в годы учебы он показал цикл работ по Русскому Северу
и Уралу и предстал в них как сложившийся мастер, по-своему воплощающий поэтическое начало природы.
Недаром лучшие из этих пейзажей сразу были приобретены для Третьяковской галереи.
Слайд 7Постоянным источником творческого вдохновения для художника была природа родного Урала.
Слайд 9Милая его сердцу деревня Малый Исток под Екатеринбургом не отличалась оригинальной
красотой, но именно здесь Туржанский черпал свои излюбленные мотивы
Слайд 10даже поселившись с 1920 г. в Москве, он каждую весну приезжал
в родные края
1886 – 1962
Родился в 1886 году в д. Черноскутово Камышловского уезда в семье крестьянина. С раннего детства он увлекся рисованием. Первый учитель и наставник молодого художника, его друг – талантливый пейзажист Леонард Викторович Туржанский.
Слайд 14Чувствуется влияние Л. Туржанского на формирование творческой натуры И. Слюсарева -
его произведения также имеют вытянутый по горизонтали формат, что позволяет ощутить панорамность пейзажа.
Слайд 15Художник прибегает к плотной пастозной живописи, что помогает ему добиться
материальности изображения.
Слайд 16И. Слюсарева справедливо называют родоначальником уральского пейзажного жанра, «певцом Урала». Его
творчество велико и разнообразно.
За свою долгую жизнь он создал более 2 500 этюдов и картин.
Слайд 17Большинство из них отображают замечательную уральскую природу с её горами, хвойными
лесами, прозрачными озёрами и быстрыми реками.
Слайд 20В 1923 г. прошла первая персональная выставка работ И.К. Слюсарева, где
художник представил около 160 произведений. Выставка получила прекрасные отзывы.
Слайд 21В годы Великой Отечественной войны в творчестве художника нет чувства печали,
тоски, которые были характерны для 1914-1917 гг.
В 1944 году в Свердловске проходит выставка «Урал – кузница оружия», где первая премия была присуждена «Уральскому пейзажу» И. Слюсарева.
Слайд 22БРОДСКАЯ
Лидия Исааковна
1910 - 1991
Лидия Исааковна Бродская родилась в семье известного живописца.
И это способствовало, но никак не определило ее желание заниматься изобразительным искусством — она была наделена талантом к данному виду творчества и своей жизнью доказала это.
Слайд 23Сравнительно поздно Л. Бродская стала вольнослушательницей (1935—1939) Института живописи, скульптуры и
архитектуры Академиии художеств.
Слайд 25Училась она, естественно, у своего отца И.И. Бродского. Однако решающее влияние
оказал на творчество художницы Н.П. Крымов, замечательный отечественный пейзажист и педагог.
Слайд 26 Видимо, от общения с ним изображение природы для Л. Бродской
становится основной темой ее творчества
Слайд 27Тонкие, лирические пейзажи художницы уголков Урала, Сибири, Дальнего Востока, средней полосы
России приносят заслуженное признание коллег и любителей живописи.
Слайд 28Она — член-корреспондент Академии и народный художник СССР. И в этом
тоже семейная традиция.
Слайд 29Л. И. Бродская больше всего любит зиму и самое начало весны.
Романтик по натуре, она именно в зимних мотивах находит отклик своим представлениям о прекрасном. Зимний лес напоминает сказку, эпическую былину..
Слайд 30Причудливые формы елей, переплетающиеся ветви и сучья рождают множество ассоциаций, тишина
и удивительный, ничем не нарушаемый покой умиротворяют, восхищают, заставляют думать о величии и вечной красоте природы
Слайд 36Виталий Волович родился 3 августа 1928 года, в Приморском крае, в
писательской семье. В 1932 году семья переезжает в Свердловск.
Слайд 37Первые работы создавались в технике перового рисунка тушью, затем художник обращается
к технике линогравюры, офорта, литографии, книжной и станковой графике
Слайд 38Стилистическое своеобразие определяется экспрессивностью, выразительностью линий и штриховки, тягой к монументальности.
Слайд 40С 1952 года Виталий Волович участвует в художественных выставках. В 1956
году принят в Союз художников СССР.
Слайд 46
Клоуны и манекены (из серии «Цирк»).
Слайд 47Награды
«Горожане. Разговор». Екатеринбург. В центре — Виталий Волович
1973 — Заслуженный
художник РСФСР
1995 — лауреат премии имени Г. С. Мосина
1999 — лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства
2005 — Золотая медаль Российской академии художеств за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея»
2007 — Почётный гражданин города Екатеринбурга
2008 — в Екатеринбурге установлена скульптурная группа «Горожане. Разговор», изображающая трёх знаменитых уральских художников Виталия Воловича, Михаила Брусиловского и Германа Метелёва ь др.
Слайд 48Мосин Геннадий Сидорович
1930 – 1982
Родился в 1930 г. в с. Каменно-Озёрском
Свердловской области.
В 1946 г. поступил в Свердловское художественное училище.
В 1951 г. - на живописное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.
Слайд 49Свой путь в искусстве Г. Мосин начал ярко и уверенно.
В
1959 году он дебютировал с картиной «Похороны жертв революции».
Слайд 50В 70-х гг. Г. в творчестве художника сказывается увлечение живописью раннего
Возрождения.
В портретах главными становятся духовная значимость, нравственная чистота, эпическая отстранённость. Народно-эпические образы всегда привлекали Г. Мосина.
Слайд 51Он создаёт ряд работ на сюжеты сказок: «Сказки о мёртвой царевне»,
«Сказки о царевне-лягушке», иллюстрации к русским народным сказкам и к «Сказкам дедушки Ай-по» Ю. Афанасьева.
Слайд 53Особое место в творчестве Мосина заняли образы сказов П.П. Бажова: «Сказ
об Урале» (1967), иллюстрации к «Серебряному копытцу», «Малахитовой шкатулке» и др.
Слайд 60
Гудин Евгений Иванович
1921-1991
Народный художник России (1986 г.).
Учился в Красноуфимском педагогическом училище. Был дружен и работал с В.Ф. Копыркиным.
В 1941 году был призван в Советскую армию.
Окончил Челябинскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров. С 1942 года воевал на Южном, Северно-Кавказском фронтах на Кубани в должности сержанта. Был контужен, ранен, после излечения в 1944 году направлен в авиационную часть в Иран. Демобилизован в 1945 году. Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945».
В 1946 окончил педагогическое училище, затем в 1947-1952 гг. учился в Свердловском художественном училище.
С 1958 г. - член Союза художников.
Слайд 61Участник международных, всесоюзных, республиканских, областных, городских и зональных выставок.
Работал в
области тематического пейзажа
Слайд 63Картины Е. Гудина хранятся в музеях Екатеринбурга, Москвы, Тюмени…а также находятся
в частных собраниях России и за рубежом.
Слайд 66Меркулов Виктор Петрович
Заслуженный художник России.
Родился 25 октября 1936 г. в
г.Челябинске. В 1960 г. окончил Уральское училище прикладных искусств в г. Нижний Тагил.
Член Союза художников СССР с 1984 г.
С 1961 г. - участник городских, областных, зональных и региональных выставок…
Слайд 67
Произведения находятся в музеях и галереях Екатеринбурга, Челябинска, Златоуста, Уфы
Слайд 70Филоненко Юрий
Родился в 1947 году в г. Луганск.
В 1974 г.
окончил Украинский полиграфический институт
С 1974 г. живёт и работает в Екатеринбурге.
Работает в книжной, станковой графике и как живописец.
За иллюстрации к «Слову о полку Игореве» удостоен диплома Биеннале в Венеции (1987 г.).
Лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2003 г.).
Слайд 71
Произведения Ю. Филоненко находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина
в Москве, в музеях Екатеринбурга, г. Челябинска, г. Кемерово, г. Уфа; в частных коллекциях в России и за рубежом.
Слайд 72Мать Рыба
Филоненко пишет загадочные картины-миражи, этакие фантастические сновидения.
В них действует
особая система взаимоотношений между элементами действительности и воображения.
Эта магия настолько заразительна, что вовлекается в таинство происходящего и зритель.
Переход от конкретного факта к обобщённому осмыслению решается за счёт приёма эксцентрического сдвига.
Слайд 74Часто в основе сюжета его работ – жизненное наблюдение или рядовая
повседневная ситуация (например, мытьё в бане или разговор двух влюблённых).
Но художник обыгрывает эту ситуацию, возводя то в ранг философской притчи, то – ритуального действа, то снижает до уровня анекдота, при этом обнаруживая умение видеть фантастическую необычность заурядного.
Слайд 79Свечение молодого человека на голубом фоне
Слайд 81Бурак Александр Филиппович
1921 – 1997
Родился в 1921 году в д. Ефремовка в Сибири.
Учился на архитектурном факультете Сибирского строительного института им. В. В. Куйбышева (г. Новосибирск), параллельно работая художником-мультипликатором на Новосибирской студии научно-популярных фильмов.
В 1944 г. А. Бурака назначили главным художником цветного документального фильма «Нетронутый Урал».
Этот фильм посвящался богатству Уральских гор, их происхождению, их легендарному прошлому и великому будущему. На Урале А. Бурак познакомился с И.К. Слюсаревым, В.С. Зиновым и другими известными свердловскими художниками.
Слайд 82Опытные пейзажисты стали его первыми учителями в живописи с натуры. Фильм
«Нетронутый Урал» не был снят, но спустя почти 10 лет А. Бурак написал эпическое полотно под тем же названием.
Слайд 83Переехав в 1946 г. в Свердловск, А.Бурак работал в проектном институте,
но всё свободное время посвящал живописи, этюдам.
Слайд 86Вейберт Лев Павлович
Родился в 1925 г. в Пермской области в семье
потомственных интеллигентов немецкого происхождения.
С детства увлекался музыкой, чтением зарубежной литературы, но победила любовь к изобразительному искусству.
В 14 лет совершил туристический поход по Бажовским местам. Так появились первые рисунки, посвященные природе Среднего Урала.
Во время Великой Отечественной войны на русских немцев обрушился шквал репрессий. В 1942 г. семья Вейберт была отправлена в Таборинский район на поселение без права выезда. 17-летний Лев Вейберт был «мобилизован» на Богословские угольные копи в Карпинск, где ему пришлось пережить изнурительный многочасовой труд на морозе, голод и болезни. Годы, проведённые в немецкой зоне, повлияли на мироощущение будущего художника. С тех пор Л. Вейберт воспринимает жизнь как Божий дар, умеет ценить каждый миг бытия.
Слайд 87Суровая лаконичность уральского ландшафта предопределила и обращение молодого художника к станковой
печатной графике.
Слайд 88
Л. Вейберт сохранил верность традициям академического реализма.
Слайд 92В 1957 г. окончил Свердловское художественное училище,
в 1963 г. -
Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде.
С 1966 г. - член Союза художников России. Неоднократно награждался грамотами Министерства культуры, лауреат премий им. Г.С. Мосина, лауреат премии Губернатора Свердловской области за серию живописных работ «Мифологический и библейский цикл».
В 2003 г. присвоено звание «Заслуженный художник России».
Слайд 93Ранние работы Г. Метелёва проникнуты поэтическим мировосприятием. В поисках форм художественного
высказывания он, как многие современники, использует изобразительную метафору.
Форма притчи, иносказания как нельзя лучше подходила для выражения вечных – общечеловеческих чувств и идей.
Слайд 95Философским смыслом наполнены автопортреты художника.
В «Автопортрете (Дорога)» Г. Метелёв изобразил
себя дважды: в образе кентавра, тянущего телегу, доверху нагруженную картинами, и в образе всадника, едущего на спине кентавра. Таким образом, художник сам себя везёт, и тяжела его ноша. Ангел с крестом в руках – посланник небес - благословляет жизненный и творческий путь мастера.
Слайд 96"Автопортрет.
Между ангелом и бесом"
Слайд 99Метелёв пишет ряд работ на библейские и мифологические сюжеты, соотнося сюжетные
коллизии мифа с современной жизнью и современными проблемами.
Так возникает в его работах двуединство реальности и воображения.