Слайд 1Основы композиции и дизайна
Подготовила: Кузнецова Елена Михайловна
учитель изобразительного искусства и
мировой художественной культуры
МОУ Рогачевской СОШ
Слайд 2
Термин «композиция» происходит от латинского compositio, что означает составление, сложение, соединение
частей, приведение их в порядок
Слайд 3 Композиция - основа любого произведения искусства
Именно
композиция придает произведению выразительность, единство и целостность.
Оригинальное композиционное решение привлекает внимание и помогает понять вложенный автором смысл.
Неудачный подбор композиционных элементов, может испортить впечатление от картины.
Слайд 4
В построении композиции художник руководствуется законами природы и особенностями зрительного восприятия;
симметрия, равновесие и ритм, целесообразность строения, разнообразие форм, колористическая целостность, единство точки зрения, размер и формат изображения.
Форматы картины
-Формат в виде квадрата – лучше всего использовать для создания
уравновешенной, статичных композиций.
-Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека.
-Круглая форма создает ощущение покоя, уравновешенности и замкнутости.
-Вертикальный прямоугольный– активизирует движение.
-Прямоугольный горизонтальный формат и диагональное направление справа на лево вверх или вниз тормозит движение.
Слайд 6Для композиции картины и для выделения сюжетного центра имеет большое значение
величина самого изображения на плоскости формата.
Слайд 7Точка зрения в композиции Каждый сюжет для своего выражения нуждается в
своей точке зрения, особом горизонте.
Горизонт на уровне глаз выражает более спокойное впечатление от картины
Высокий горизонт открывает больше пространства, и просторы природы выглядят более величественно.
С низким горизонтом создает более монументальное впечатление.
Слайд 8Построение перспективы
Что же такое перспектива?
Перспектива – это средство отобразить глубину
рисунка,
передать пространство на плоскости изображения.
Слайд 9О перспективе нельзя начать, не упомянув вначале о линии горизонта.
Линия
горизонта – самый базовый компонент любой перспективы.
Слайд 10Приемы построения композиции
В ромбе
Пирамидальная По двумя диагоналями
По диагонали По вертикали
Слайд 12С двумя центрами С одним центром
Ритмичная
Слайд 16Композиционный центр (доминанта) Фокусная точка - центр всего произведения, она несет
мощную композиционную нагрузку. Остальные элементы являются второстепенными и служат для ее обрамления. Она должна органично и естественно вписываться в картину. Немаловажную роль играет баланс композиционных элементов, который позволяет добиться гармонии между изображенными объектами.
На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения".
«Золотое сечение» давно стало синонимом слова «гармония».
Золотое сечение можно легко вычислить: каждое число в ряду Фибоначчи равно сумме двух предыдущих 2 + 3 = 5; 3 + 5 = 8; 5 + 8 = 13, 8 + 13 = 21; 13 + 21 = 34 и т.д., а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления. Так, 21 : 34 = 0,617, а 34 : 55 = 0,618.
Один из самых древних символов, пентаграмма – прекрасная иллюстрация принципа золотого сечения.
Слайд 19Декоративная «Формальная» композиция
Формальная композиция - это композиция, построенная на сочетании абстрактных
элементов ( точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания.
Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.
Художественная форма в дизайне развивается по тем же законам, по которым строится композиция любого художественного произведения.
Слайд 20
Язык дизайна строится по законам формальной композиции.
В начале ХХ века
в рамках авангардных направлений искусства, таких как кубизм, дадаизм, абстракционизм, супрематизм сформировалось такое явление, как беспредметное искусство.
Оказалось, что большая часть преподавателей первых школ дизайна, таких, как Баухауз и ВХУТЕМАС, являются представителями авангарда.
Слайд 21Основные элементы и средства в построение формальной - декоративной композиции
Симметрия
Асимметрия
Движение
Статика
Уравновешенность
Линия
Пятно
Точка
Ритм
Цвет
Слайд 27
СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
ФОРМА
Квадрат. Законченная, устойчивая форма.
Треугольник. Активная форма.
Круг. В этой
форме выражена идея природы, Земли, мироздания.
Форма «амебы». выражает неустойчивые по характеру образы.
Слайд 28
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ НА ПЛОСКОСТИ
При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и
использовать оптические иллюзии восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.
Квадрат кажется ниже по высоте. Горизонтальная линия кажется толще чем такая же вертикальная.
Слайд 29Квадрат на плоскости при уменьшении воспринимается как точка.
Причем на черном
фоне квадрат прочитывается дольше, нежели на белом.
Геометрически точный круг кажется вытянутым в ширину.
Слайд 30-Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его
расположения на плоскости.
-Треугольник, обращенный вершиной вверх, выглядит устойчивым.
-Прямоугольник, лежащий горизонтально, выглядит прочным и тяжелым, а стоящий – более легким и подвижным.
Слайд 31
-Линия лишена движения.
-Горизонтальные линии, образующие квадрат, зрительно удлиняют его
в высоту, вертикальные – расширяют.
-Квадратное поле, ограниченное горизонтальными линиями, расширяется, а вертикальными – удлиняется.
-Форма, образованная квадратами, дает иллюзию дополнительных квадратиков в углах.
-При наборе кругами иллюзия пропадает.
Слайд 32
-Появляется точка, и линия начинает двигаться к ней.
-Зависшая точка, готовая
к раскачиванию, колебаниям маятника.
-Мнимая оптическая линия.
-Диагональная линия имеет четко обозначенное направление движения.
Слайд 33
-Неподвижная точка.
-Вертикальная линия напряжена под действием силы тяжести.
-Горизонтальная линия растянута влево
и вправо.
-Линия движется слева направо.
-Изменим цвет, не меняя размера. Нам кажется, что все круги имеют разный размер.
Слайд 34-В работе следует эффективнее использовать метод аппликации, так как он позволит
многократно совершать перестановку элемента в поисках его месторасположения на плоскости.
Слайд 35Организация объекта в формате композиции
Помните:
-ни одна часть композиции не может быть
изъята или заменена без ущерба для целого.
-части не могут меняться местами без ущерба для целого.
-ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.
Слайд 36Принцип построения замкнутой композиции
Слайд 37Принцип построения открытой композиции
Слайд 40Ахроматические и хроматические цвета в композиции
Слайд 41Построение композиций и гамма цвета
Слайд 42Цвет и динамика в композиции городского пейзажа
Слайд 43Цвет, динамика и ритм в композиции натюрморта