Слайд 3История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря
российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением.
Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным.
Слайд 4
Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павловопосадского платка. А
сложившийся стиль — от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам — броские цветы — и сегодня является визитной карточкой фабрики.
Слайд 5Число тонов в рисунке от 10 до 18, но может доходить
и до 30. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы…
Слайд 6Однако, главным лейтмотивом павловопосадских платков все равно остается жизнь российского народа:
на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом — радостные и веселые эпизоды из жизни людей
Изначально искусные мастера расписывали платки вручную, что требовало особого мастерства. Однако, на рубеже 18-19 веков производство было автоматизировано московскими фабрикантами Гучковыми.
Слайд 7Уже тогда техника производства позволяла делать узоры на платках одно —
и двухсторонними, предлагался огромный выбор платков: и по разнообразию узоров, и для разной погоды, и для разных случаев. Конечно, доступны они были изначально женщинам из более высоких сословий купцов.
Слайд 8В то время было несколько известных фабрик: в Калужской губернии фабрика
Александровых и в Московской губернии павловопосадская мануфактура Лабзина и Грязнова, в дальнейшем получившая наибольшую известность из всех российских платочных производств. У каждой фабрики есть своя визитная карточка: узор, по которому сразу видно, какая фабрика выпустила платок. Например, павловопосадские платки знамениты густым цветочным рисунком: по краям платка это пышные цветы (как правило, полевые, садовые, которыми богата земля русская; также это лилии, однако, рисунок хоть и считается классическим, но встречается реже, чем, например, розы), в центре чаще всего располагаются небольшие гирлянды. Также в павлопосадских платках используются восточные орнаменты (восточный огурец или пейсли — декоративный орнамент каплевидной формы), которые пришли в Россию из Азии. В любом случае, это всегда разнообразие узоров, фактуры ткани и несомненное качество.
Слайд 9Может быть, популярности павловопосадских платков способствует то, что один из ее
основателей был святым. Василий Грязнов (тот самый, который участвовал в основании торгового дома «Яков Лабзин и Василий Грязнов», живший в 1816-1869 годах) был канонизирован в августе 1999 года Русской православной церковью в лике святого Московской епархии как Праведный Василий Павлово-Посадский.
Не удивительно, что искусство изготовления павловопосадских платков обладает высокой духовностью. Без нее просто не создать уникальные рисунки, делающие продукцию фабрики популярной во всем мире.
Слайд 10
Великолепие цвета, сложного и единственного в своем роде цветочного узора или
орнамента достигается непростой технологией нанесения. Изначально узор переносился на материал при помощи резных деревянных форм. Такие доски-формы назывались «цветками» и «манерами». Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносились краски, а вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.
Слайд 12Особенности узоров
С давних времен по сегодняшний день посадские платки и шали
делятся на два основных вида:
Первые — это платки и шали, которые изготавливаются из тонкой полупрозрачной шерсти. Такие павлопосадские изделия могут иметь шелковую праоснову. Рисунок на такой шали или платке набивался на кремовом, черном, темно-вишневом или алом цветовом грунте. Орнамент представлял собой крупные цветы или букеты, строго подобранные стилевые узоры. Как говорится, награда нашла своего героя. Такие посадские платки получили в 1896 году высшую государственную награду, что дало право изображения Национального Герба на этикетке или вывеске.
Слайд 20Вторые — это павлопосадские изделия, которые выполнялись из плотной шерсти. Такие
модели, как правило, отличались от первых не только тканями, но и орнаментом. Заглавным узором был позаимствован у восточного народа «огурец», заключенный в цветочные узоры. Акцент в таких платках делался на края, и точнее, углы платка, оставляя в центральной части небольшую фигуру средника.
Слайд 22
Традиционный способ, как носили на Руси платки: одевая на голову и
завязывая под подбородком, или
концы платка обматывали вокруг шеи.
Слайд 32«ПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ».
Разноцветные платки,
Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали.
Научились мастера
Павлово
Посада
Рисовать узор из трав
Леса, луга, сада.
Длинных нитей переплет
В узелки вязали
Бахромою из кистей Кромку украшали.
А как девицы пойдут-
Расцветает улица.
Лишь плечами поведут-
Хочется зажмуриться.
Разбегаются глаза
От такого дива.
Засмущается душа
Чей платок красивей.
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали
Разноцветные платки,
Набивные шали.
Слайд 33Павлопосадский платок можно встретить на многих картинах