Презентация, доклад по изобразительному искусству на тему Хохлома

Содержание

Народное искусство – это искусство многих поколений безымянных художников из народа. Народное искусство

Слайд 1 Связь времён в народном искусстве Хохлома
5 класс

Связь времён в народном искусстве Хохлома5 класс

Слайд 2Народное искусство – это искусство многих поколений безымянных художников из народа.


Народное искусство

Народное искусство – это искусство многих поколений безымянных художников из народа. Народное искусство

Слайд 3Мастерство передавалось
от отцов к сыновьям,
сохраняло те характерные черты, которые

составляют его основу: особенности колорита,
рисунок орнамента, композицию, сюжеты.
Эта повторяемость основных элементов в искусстве
называется традицией.

Традиция в народном искусстве

Мастерство передавалось от отцов к сыновьям, сохраняло те характерные черты, которые составляют его основу: особенности колорита, рисунок

Слайд 4Хохломское искусство возникло и развивалось в Нижегородском Заволжье.
Край, где родилась Хохлома

Хохломское искусство возникло и развивалось  в Нижегородском Заволжье. Край, где родилась Хохлома

Слайд 5Особенность хохломской росписи заключается в том, что поверхность деревянных изделий после

огневой закалки приобретает неповторимый золотистый цвет.

Золотая Хохлома

Особенность хохломской росписи заключается в том, что поверхность деревянных изделий после огневой закалки приобретает неповторимый золотистый цвет.

Слайд 6Богатое лесами Заволжье славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и

липы здесь выделывали лёгкую и прочную посуду.

Материал хохломских изделий

Богатое лесами Заволжье славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали лёгкую и прочную

Слайд 7Посуду вытачивали на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился

в движение лошадью. Простые миски, чашки, поставцы мог изготовить каждый обученный токарь.

Изготовление деревянной посуды

Посуду вытачивали на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. Простые миски, чашки,

Слайд 8Более сложные формы - ковши-утки, ковши-петухи вытачивал
художник-умелец, чувствующий законы построения

красивой формы.

Изготовление деревянной посуды

Более сложные формы - ковши-утки, ковши-петухи вытачивал художник-умелец, чувствующий законы построения красивой формы. Изготовление деревянной посуды

Слайд 9Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении. Требовалась такая

посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось.

Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении. Требовалась такая посуда в большом количестве, ведь дерево

Слайд 10Формы и назначение деревянной посуды были отработаны ещё
в древности. Красиво

отделанная ложка или ковш считались подарком. Наибольшим спросом пользовались ложки, чаши, миски, солонки.

Повседневная посуда

Формы и назначение деревянной посуды были отработаны ещё в древности. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком.

Слайд 11Больше всего требовалось ложек.
Без своей персональной ложки не мог обойтись

ни один человек.

Хохломские ложки

Больше всего требовалось ложек. Без своей персональной ложки не мог обойтись ни один человек.Хохломские ложки

Слайд 12Праздничной посудой были блюда. Их делали плоскими, с широким горизонтальным бортом.


Праздничная посуда

Праздничной посудой были блюда. Их делали плоскими, с широким горизонтальным бортом. Праздничная посуда

Слайд 13Так же среди праздничной утвари выделялись сосуды, в которых подносились к

столу напитки. Это братины, ковши, чарки. По сравнению с обеденной праздничной посуды производили гораздо меньше: она реже употреблялась, дольше хранилась.

Праздничная посуда

Так же среди праздничной утвари выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки. Это братины, ковши, чарки.

Слайд 14Прежде хохломской промысел был семейным.

Прежде хохломской промысел был семейным.

Слайд 15Технология изготовления
Мужчины точили из липы заготовки - белые, звонкие; женщины их

грунтовали глиной – вапили, потом натирали серебристым порошком – лудили.
По этой блестящей как, металл, поверхности делали роспись.
Чтобы золотом загорелся узор, покрывали его олифой или лаком и ставили в горячую печь. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым.

Технология изготовленияМужчины точили из липы заготовки - белые, звонкие; женщины их грунтовали глиной – вапили, потом натирали

Слайд 16Разновидности хохломской росписи
Фоновое письмо
Верховое письмо
В хохломской росписи принято выделять верховое и

фоновое письмо. При верховом письме, более древнем, традиционный узор размещают на золотом фоне, а при фоновом - орнаментом из золотых цветов и листьев покрывают стенки, фон при этом делают чёрным.
Разновидности хохломской росписиФоновое письмоВерховое письмоВ хохломской росписи принято выделять верховое и фоновое письмо. При верховом письме, более

Слайд 17«Кудрина»
«Под фон»
В фоновой росписи выделяются собственно роспись «под фон» и «кудрина».

Разнятся росписи по структуре рисунка, который определяет внешний вид. Изображения в росписи «под фон» хоть и стилизованы, но близки к реальным, узнаваемы.«Кудрина» более абстрактна, фантазийна, затейлива. На красном или черном фоне золотые узоры «кудрины» выглядят очень нарядно.

Разновидности хохломской росписи

«Кудрина»«Под фон»В фоновой росписи выделяются собственно роспись «под фон» и «кудрина». Разнятся росписи по структуре рисунка, который

Слайд 18Хохломские художники рисуют на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек,

черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

Элементы хохломской росписи

Хохломские художники рисуют на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют

Слайд 19Растительный орнамент «травка»
Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом.

Существует несколько видов орнамента. Самый любимый и стародавний - "травный орнамент", или просто "травка". Разнообразию этого орнамента нет границ. Меняя кисть, художник все время чередует красный стебелёк с черным, черный листочек с красным. Травный орнамент мягко стелется по золотому фону, придавая изделию празднично – яркий вид.
Растительный орнамент «травка» Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Существует несколько видов орнамента. Самый

Слайд 20Растительный орнамент «Пряник»
Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «Пряник».

В росписи важна не только красота узоров, но и умение сочетать их с формой предмета.
Растительный орнамент «Пряник»Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «Пряник». В росписи важна не только

Слайд 21Птица – элемент росписи
Изображение птиц – широко распространенный мотив в народном

искусстве. В большинстве народных художественных промыслов так или иначе присутствует эта тема. Не является исключением и хохломская роспись – многие панно, чаши, поставцы украшены этими сказочными жар-птицами.

Птица – элемент росписиИзображение птиц – широко распространенный мотив в народном искусстве. В большинстве народных художественных промыслов

Слайд 22Мотивы росписи
В технике травной росписи могут быть выполнены не только птицы,


но и другие мотивы.
На хохломских изделиях встречаются
и золотые рыбки, и бабочки, и мотыльки,
хотя эти мотивы не так распространены.
Мотивы росписиВ технике травной росписи могут быть выполнены не только птицы, но и другие мотивы. На хохломских

Слайд 23Колорит росписи
Золотистый, красный, черный – такое сочетание цветов мы видим на

многих хохломских изделиях. Красный придает теплоту
и мягкость искусственному золоту,
а чёрный усиливает его сияние. Хохломские изделия – яркие, нарядные, красивые, настоящие произведения искусства. Как любое произведение искусства они вызывают у человека определенное настроение.
Наряду с радостным и земным,
Хохлома несет в себе особую торжественность.
Выставь такую посуду на стол,
и в доме воцарится праздник.
Колорит росписиЗолотистый, красный, черный – такое сочетание цветов мы видим на многих хохломских изделиях. Красный придает теплоту

Слайд 24Хохлома сегодня
Современная хохломская роспись не стоит на месте.
Она развивается, художники

ищут новые колористические эффекты,
вводят новые виды изделий.
Хохлома сегодняСовременная хохломская роспись не стоит на месте. Она развивается, художники ищут новые колористические эффекты, вводят новые

Слайд 25Хохлома сегодня
Все говорит о том, что эта отрасль народного искусства,
обрела

свой стиль и творчески, считаясь с современными условиями,
осваивает традиции старого Хохломы.
Хохлома сегодняВсе говорит о том, что эта отрасль народного искусства, обрела свой стиль и творчески, считаясь с

Слайд 26Практическая работа. Придумай интересную форму предмета и распиши его травным орнаментом с

ягодами и цветами.
Практическая работа. Придумай интересную форму предмета и распиши его травным орнаментом с ягодами и цветами.

Слайд 27Ответьте на вопросы
Почему хохломские изделия называют золотыми?
В чём отличие травного орнамента

от кудрины?
Почему эта посуда производится до сих пор, а промысел славится по всей России? Чем хороша хохломская посуда?
Пользуешься ли ты этой посудой в быту ?
Ответьте на вопросыПочему хохломские изделия называют золотыми?В чём отличие травного орнамента от кудрины?Почему эта посуда производится до

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть