Слайд 1ГРАФИКА -
ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Кузнецова Е.С.
Учитель
изобразительного
искусства
МБОУ Латоновской сош
Слайд 2Содержание
Понятие и характерные особенности графики.
Жанры графики.
Рисунок как вид графики.
Разновидности рисунка.
Техники
рисунка.
Графические материалы.
Художники-графики
Слайд 3 Термин «графика» первоначально употреблялся применительно только к
письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой.
Новое значение и понимание она получила в конце XIX — начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Слайд 4Grapfio (лат.) – пишу, царапаю, рисую.
Язык графики и главные выразительные средства
– это линия, штрих, контур, пятно, тон.
Цвет также используется в графике, но его роль скорее вспомогательная.
Графика – вид изобразительного искусства, который включает рисунок, печатные художественные изображения (гравюру) и каллиграфию.
Слайд 5КАРАНДАШ (от тюрк. кара - черный и таш, даш - камень)
стержень из угля, свинца, графита или сухой спрессованной краски, обычно в деревянной или металлической оправе, предназначенный для письма, рисования, черчения, один из основных материалов и одновременно инструментов изобразительного искусства.
По материалу, из которого сделан стержень карандаша, различают:
металлические (свинцовые, серебряные) - были распространены в XIII в. Небольшие кусочки свинцовой, серебряной или даже золотой проволоки вставлялись в металлическую оправу, напоминавшую сегодняшний рейсфедер, но такие карандаши оставляли на бумаге слабый след;
итальянские карандаши появились в конце XIV - начале XV вв. Первоначально рисовали минералом, который получил название «черный мел», а позже карандаши изготовлялись из ламповой сажи с примесью белой глины, в настоящее время - из порошка жженой кости с растительным клеем. Разновидность этого карандаша - ретушь. Он дает глубокий черный матовый тон и напоминает уголь;
графитные - изобретены французским химиком Конте, который в XVIII в. с помощью примеси глины и обжига придал графиту необходимую твердость; карандаш серебристо-серого тона;
цветные карандаши имеют стержень из растертых красителей, соединенных с клеящими веществами и другими компонентами, придающими необходимые качества грифелю. Цветные карандаши, так же как и краски, можно смешивать для получения новых цветов и оттенков. Они возникают на основе механического и пространственно-оптического смешения цветов.
Некоторые виды карандашей формуются в виде палочек и остаются без оправы (уголь, сангина, пастель и др.).
Слайд 6Отличительные
признаки графики:
- Отношение изображения предмета к пространству, где
его роль выполняет белый или тонированный фон бумаги;
- Лаконизм, ёмкость образов, строгий отбор графических средств;
- Недосказанность, условное обозначение предметов – рассчитаны на активную работу воображения
Слайд 7Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, батальный, исторический, анималистический,
мифологический), её возможности изображения и образного истолкования мира практически не ограничены.
Слайд 8Рисунок – вид графики
относится к уникальной графике потому, что
каждый рисунок является единственным в своем роде.
Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Рисунки художников, от прорисованных графических листов до беглого наброска, имеют самостоятельную художественную ценность.
Художнику порой достаточно очень простых средств — графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок.
Другие материалы для рисунка: тушь, уголь, пастель, сангина, соус, акварель и т.д.
Слайд 9Разновидности рисунка:
подготовительный – используется для создания живописных, скульптурных, декоративных и
архитектурных произведений;
станковый - имеет самостоятельное значение, тщательно проработанное художественное произведение
Слайд 10зарисовки и наброски – кратковременная работа, помогающая художникам быстро зафиксировать жизненные
впечатления
учебный – рисование с натуры, по
памяти и воображению, имеет образовательную направленность
академический – многочасовая работа, имеющая учебные цели. Используют студенты Академии художеств и высших учебных заведений
Слайд 11Материалы и техники рисунка:
1 группа – карандашные техники
- техника графитного
карандаша
- техника свинцового карандаша
- техника цветных карандашей
- техника карандаша «Ретушь»
Основа: бумага, картон
Слайд 122 группа – сухие мягкие материалы
Уголь
Мел
Сангина
Соус
Пастель
Основа: бумага, картон, ткань, левкас, имеющие фактурную поверхность.
Слайд 133 группа – сырые техники:
- Тушь (инструменты – кисти, разнообразные перья,
заточенные палочки)
- Акварель (инструменты – кисти)
- Гуашь (инструменты – кисти)
- Сепия (инструменты – кисти)
Основа: бумага, картон, ткань
Слайд 14 Карандаш
самый простой и распространенный материал
Графические материалы
Слайд 15 Сангина
Для набросков и
этюдов используется
-Мягкие, коричневые мелки
- Сангина хорошо растирается различными растушевками
Слайд 16 Уголь
Для более крупных рисунков художники
любят использовать чрезвычайно мягкий, податливый материал
Он позволяет быстро и непосредственно выразить мысль, но требует сноровки
Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганых палочек липы, ивы
Слайд 17 Пастельные мелки
- сухие, мягкие, цветные мелки. Для них присуща матовая фактура, чистота, мягкость. Пастельными мелками рисуют на шероховатой бумаге, картоне.
Слайд 18Тушь, перо
Гелевые ручки
Для этих графических материалов характерны тонкие изящные
линии, это позволяет прорисовывать более мелкие детали
Слайд 19Восковые карандаши и фломастеры
эти графические материалы сближают графику с живописью
Слайд 21Последний день Помпеи, 1827-1830
Карл Брюллов
Слайд 22Натюрморт. А. Фарухшина. 2010. бумага, шариковая ручка
Слайд 23Пушкин и Анна Керн
(из серии "Пушкиниана")
Н.Н.Рушева
Слайд 27Практическая часть
На альбомных листах простым карандашом используя штрих, пятно, линию выполнить
карандашный рисунок.
Слайд 30Терминологический словарь
Акварель – прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые водой.
Анималистический жанр –
предметом изображения являются животные.
Батальный жанр – сцены битв, сражений.
Гуашь – пастозная краска, растертая на воде с клеем и примесью белил.
Жанр – вид художественных произведений, характеризующимися теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Пастель – цветные мелки с широким диапазоном раскладки по тону.
Пейзаж – жанр, предметом изображения которого является ландшафт, местность.
Портрет – жанр, предметом изображения которого является человек.
Пятно – место иной окраски или тона на любой поверхности.
Сангина – это мягкий сухой материал, в основу которого входит или красный мел или тёплых оттенков глина.
Сепия – коричневое красящее вещество,
сорт серо-коричневой краски, а также рисунок, сделанный такой краской.
Тон – оттенок красок, цвета по яркости, колориту.
Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма.
Штрих – тонкая короткая черта.
Слайд 31Список литературы:
Беда Г.Д. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. – 2-е
издание., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.
Кирцер Ю.М. Русинок и живопись. – 2-е издание. – М.: Академия, 1998.
Костин В.И., Юманов В.А. Язык изобразительного искуссива. – М.: Знание, 1978.
Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.: Просвещение, 1989.
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
Соловьева Б.А. Искусство рисунка. – Л.: Искусство, 1989.
Унковский А. А. Рисунки-наброски. – М.: Просвещение, 1987.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
Интернет – ресурсы.