Слайд 1МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ
Подготовила:
учитель ИЗО высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии
г. Зернограда
Орлова О.Ф.
Слайд 2Цель урока:
Сформировать у обучающихся представление о доме – как
материальной основе и духовной целостности семьи.
Задачи урока:
Обучающая:
Ознакомить обучающихся с техникой выполнения резьбы,
создать условия для проявления инициативности обучающихся в процессе работы,
обучить рабочим приёмам художественной резьбы .
Развивающая:
Развивать художественно-творческие способности, образное мышление, фантазию, воображение, зрительную и логическую память, моторные навыки, самостоятельность.
Воспитывающая:
Воспитывать художественный вкус, трудовую дисциплину, творческое начало личности, патриотизм.
Слайд 3Правила работы в классе:
УВАЖАТЬ МНЕНИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА;
ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГ
ДРУГА;
ДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ ВЕЖЛИВО, НЕ ПОВЫШАЯ ТОНА;
РАЦИОНАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЯТЬ ВРЕМЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ.
Слайд 4Выбор места для строительства дома
Новая
жизнь - новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой - не будет тебе житья в новом доме.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
Слайд 5Как же представляли свой мир славяне?
Они делили его на три
части:
верхний мир - ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей - «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира.
средний мир - ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных.
нижний мир - НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мертвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье.
Но есть у человека надежная защита - его мир, его дом.
Слайд 6«Мой дом – моя крепость»
- говорили на
Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось: - времени начала работ,
- выбору места строительства, - подготовке строительных материалов;
- каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого - в преданиях наших далеких предков.
Слайд 7Виды изб и основные части дома
СРУБ
КРОВЛЯ
ФРОНТОН
КРАСНЫЕ ОКНА С
НАЛИЧНИКАМИ
И СТАВНЯМИ
КОНЕК
ЛОБОВАЯ ДОСКА
ПРИЧЕЛИНЫ
Слайд 8Определения понятий:
КОНЕК – ОХЛУПЕНЬ – СТЫК ДВУХ СКАТОВ КРЫШИ,
СИМВОЛ СОЛНЦА;
КРОВЛЯ – ДВУСКАТНАЯ КРЫША;
ЛОБОВАЯ ДОСКА – ДОСКА ПОД ФРОНТОНОМ, УКРАШЕННАЯ РЕЗЬБОЙ;
КРАСНЫЕ ОКНА – КРАСИВЫЕ ОКНА, УКРАШЕННЫЕ РЕЗЬБОЙ;
СРУБ – ОСНОВНАЯ, ЖИЛАЯ ЧАСТЬ ДОМА;
ФРОНТОН – НАХОДИТСЯ ПОД КРЫШЕЙ НА ФАСАДЕ ДОМА;
ФАСАД – ЛИЦЕВАЯ ЧАСТЬ ДОМА;
УЛИЦА – ДОРОГА У ЛИЦА ДОМА
Слайд 11Оформление внешнего вида дома
ВИДЫ УКРАШЕНИЙ ОКОН
СТАВНИ
НАЛИЧНИКИ
КОКОШНИК
ФАРТУК
Слайд 12Виды резьбы
НАКЛАДНАЯ
ГЛУХАЯ
ПРОПИЛЬНАЯ
Слайд 19Выполнение самостоятельной творческой работы
Задание 1.
Нарисовать внешний вид избы.
Задание 2.
Нарисовать понравившийся
элемент крестьянской избы
Слайд 20Выполнение самостоятельной творческой работы
« Изготовление простейшей вырезанки из бумаги»
Задание
3:
Придумай и сделай свою ВЫРЕЗАНКУ.
1. Возьми чистый лист белой или цветной бумаги .
2. Нарисуй узор для наличника.
3. Вырежи ножницами заготовку.
4. Приклей в альбом к заранее нарисованному фасаду дома.
Слайд 21
Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков,
освященный специальным магическим обрядом, защищенный символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.