Слайд 1Линия Пита Мондриана
Неопластицизм – отрасль абстрактного искусства
Слайд 2Жизнь Мондриана — это две жизни. Первая типична для молодого художника
эпохи модерн.
Он родился в 1872 году в голландском городке Амерсфорте в семье учителя. Его отец был страстным протестантом и принимал участие в религиозном движении против христианского воспитания молодежи.
Слайд 3В 1886 году Мондриан закончил школу и приступил к занятиям живописью,
а спустя шесть лет поступил в Государственную академию художеств. Рисуя витиеватые пейзажи, он забирался порой в самую глушь, и даже смотрители дальних маяков считали его соседским парнем.
Слайд 4Ранний Мондриан придерживался консервативных традиций, но уже тогда в его работах
просматривался ярко выраженный личный почерк. Даже людей он писал статичными, часто пользуясь линейкой
Слайд 13Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц,
состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции.
Слайд 14Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они
стали представлять собой правильные решётки с ячейками[8]. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым.
Слайд 15Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет — не-цвет, вертикаль —
горизонталь, большая поверхность — малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания
Слайд 16Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние
на современников и породило новые направления в живописи и графике.
Слайд 17Он нарочно создавал свои шедевры из элементарных линий и форм. Как
известно, всё гениальное просто, и этот приём сделал стиль художника узнаваемым с первого взгляда.
Слайд 18Пит представил своё ощущение мира в виде противоположностей: вертикали и горизонтали,
плюса и минуса, динамики и статики, мужского и женского начала.
Слайд 19Асимметрический баланс его фигур символизирует единство и взаимное дополнение вселенских сил.
Получилась полная абстракция. Эта серия картин настолько потрясла мир искусства, что попытки подражания гениальности Мондриана встречаются и по сей день — в моде, архитектуре, топографии и дизайне.
Слайд 20Парадоксальная простота линий и образов Мондриана стала основной идеей голландского движения
De Stijl. Философия этого объединения состояла из совмещения искусства и реальности. Таким образом родился новый универсальный язык творчества, понятный каждому.
Слайд 21Вот самые известные аллюзии на его творчество: в 30-х годах французский
модельер Лола Прусак (Lola Prusac) создала линейку чемоданов и сумок со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи.
Слайд 22В поисках комфортного для себя направления Пит пережил стадии луминизма, импрессионизма
и кубизма. И вот, наконец, рождается неопластицизм — его собственная отрасль абстрактного искусства.
Слайд 23Вместе с другими художниками из De Stijl Мондриан пропагандировал всепоглощающую абстракцию
с ограниченной цветовой свободой. Их объединение всячески продвигало в мир идею об утопическом стиле, состоящем из плоских форм и динамического напряжения в работах.
Слайд 24По мнению Мондриана, именно математика — основа любого эстетического впечатления, и
только цвет может служить в живописи математическим средством выражения. В новом искусстве, согласно Мондриану, цвета должны отвечать трем условиям.
Слайд 25Во-первых, к основным цветам следует причислить также естественный цвет, напоминающий слабый
свет в природе. Во-вторых, цветовая плоскость должна быть гладкой, и, в-третьих, цвет должен быть замкнут в прямоугольных плоскостях.
Слайд 26Вслед за Гете, Мондриан считал, что цвет образуется из материи и
света. Свет обожествляется художником как нить, связывающая нас непосредственно с космосом. Именно эта тонкая материя и является магическим ключом к выражению абсолютной формы, заключающей в себе высшие вселенские истины.
Слайд 27В 1937 году в Германии к власти пришли нацисты. Впрочем, он
особенно этим не напуган. Наоборот ненависть фашистских искусствоведов он воспринимает как похвалу.
Слайд 28И все же перед самой войной он успел перебраться в Англию,
где снимает весьма скромную мастерскую. Но 21 сентября 1940 года именно рядом с ней падает немецкая бомба. Он пережил настоящий шок.
Слайд 29Напуганный войной Мондриан решился переправиться в США, где занялся не только
живописью, но и изучением типично американского танца — «Буги-вуги».
Слайд 30Он непрестанно прослушивает записи Луи Армстронга и пытается найти в звуках
джаза ответ на вопрос о новом строении вселенной.
Слайд 31В Америке, в Нью-Йорке, он пишет свое последнее полотно «Буги-Вуги Бродвея».
Абстрактная композиция наиболее точно передает ритмичное биение пульса нью-йоркского Сити середины 40-х.
Слайд 32Мондриан создает достаточно цельное полотно, в котором, кажется, не только слышишь
музыку, но и созерцаешь архитектуру, увиденную из окон ателье. Это массивный мир, над которым парят тени — самого Пита Мондриана и его зрителей.
Слайд 33В картине автор использует только три основных цвета, лишь изредка обращаясь
к черному, необходимому, по его мнению, лишь для «формообразующей математики». Впоследствии этот стиль назовут неопластицизмом.
Слайд 34За семьдесят лет жизни Мондриан несколько раз менял направления творчества, много
переезжал — Голландия, Франция, Англия, Америка — и показал работы на своей единственной выставке в Нью-Йорке незадолго до смерти.
Слайд 35Сегодня художник единодушно признан отцом-основателем абстрактного искусства. Труды Пита пользуются огромным
уважением исследователей. Но его влияние на мировую культуру выходит далеко за рамки изобразительного искусства и охватывает все виды творческой деятельности современности.
Слайд 36Мондриан скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 г. и был
похоронен на кладбище Cypress Hills в Бруклине, Нью-Йорк
Слайд 43Самый известный фотопортрет художника будет сделан в 1924 году в его
парижском ателье Андре Кертесом.
Слайд 44Презентацию подготовила
учитель изобразительного искусства
МОУ «Первомайская СОШ»
Казанцева С.В.