Презентация, доклад по изобразительному искусству на тему Калмыцкая национальная одежда

Содержание

Немного истории…Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — ойратский народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Говорят на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале

Слайд 1КАЛМЫЦКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА
Подготовила:
учитель ИЗО Карпова Татьяна Владимировна
МКОУ «Коробкинская СОШ»

КАЛМЫЦКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДАПодготовила: учитель ИЗО Карпова Татьяна ВладимировнаМКОУ «Коробкинская СОШ»

Слайд 2Немного истории…
Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — ойратский народ, живущий

главным образом в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Говорят на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.
 Основная религия среди верующих калмыков — тибетский буддизм школы Гелуг.Самоназвание калмыков, хальмг (хальмгуд), вероятнее всего, происходит от тюркского прилагательного калмак — «отделившийся», «отколовшийся» (в родственных калмыкам монгольских языках такого слова нет).
Калмыки принадлежат к центрально-азиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы.    

Немного истории…Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — ойратский народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия —

Слайд 3 Калмыцкий национальный костюм является уникальным произведением декоративно-прикладного искусства. Притягательная сила

калмыцкого национального костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками национальной культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее.
Калмыцкий национальный костюм является уникальным произведением декоративно-прикладного искусства. Притягательная сила калмыцкого национального костюма так велика, что,

Слайд 4Калмыцкая национальная одежда

Калмыцкая национальная одежда

Слайд 5Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы.

К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой обязательно пойдет дождь.

Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.

Головные уборы

Өмсн махла
өлзәтә болж
ууняс үлү сәәхн
олн хувц өмсж
Ут наста болтха!

Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой

Слайд 6Головные уборы
Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом

женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки — джатаг, — сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой. 

Халмаг

Камчатка

Джатаг

Головные уборыЖенские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в

Слайд 71-4 - торцог;
5, 6, 10 - хаджилга;
7, 9 -

тамша;
11 - халмаг;
12 - устя халмаг

1-4 - торцог; 5, 6, 10 - хаджилга; 7, 9 - тамша; 11 - халмаг; 12 -

Слайд 8Калмыцкий национальный костюм
Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства.

Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной.
Калмыцкий национальный костюмКалмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно.

Слайд 9Женская одежда
Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины

соответствовала своя одежда.
Женская одеждаОдежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда.

Слайд 11Калмыцкий костюм замужней женщины терлег, цегдег

Калмыцкий костюм замужней женщины терлег, цегдег

Слайд 12Платье женское (терлег) синего цвета

Платье женское (терлег) синего цвета

Слайд 13Калмыцкий женский праздничный костюм
(Костюм принцессы Сувсы)

Калмыцкий женский праздничный костюм(Костюм принцессы Сувсы)

Слайд 14Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но

и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать. Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя. Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка — только в правом ухе.
Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя

Слайд 15Мужская одежда
В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском

ханстве. К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат — верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными
условиями.
Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником.Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками.
Мужская одеждаВ одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве. К XIX веку единственным напоминанием

Слайд 16Чапан— мужской стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. Сверху чапан

покрывали бархатной тканью, а подкладку делали из ситца.
Чапан— мужской стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. Сверху чапан покрывали бархатной тканью, а подкладку делали

Слайд 17Бешмет — мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником. Бешмет

застегивался на плотный ряд пуговиц от горловины до пояса.

Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад. Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков.

Бешмет — мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником. Бешмет застегивался на плотный ряд пуговиц от

Слайд 18Калмыцкая обувь
 Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными

голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви. Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин — красного.
Калмыцкая обувь Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами.

Слайд 19Символика цветов на одежде
Особо почитались в народе красный и желтый цвета. 
Красный

цвет – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Символом солнца стал помпон на калмыцком головном уборе.
Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Золотой и желтый – синонимы, эти цвета у ойратов имеют один смысл, означают одно понятие, одно представление – солнечный.
Голубой – цвет лазоревого неба – синоним верности и преданности.
Зеленый – цвет весны, цвет покоя, стабильности
Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. 
Белый означал день, свет, жизнь. Часто он заменялся желтым, олицетворяя чистоту и невинность. 
Черный – цвет тьмы и мрака, вызывающий суеверные страхи и представления о злых духах и смерти.
Символика цветов на одеждеОсобо почитались в народе красный и желтый цвета. Красный цвет – цвет радости, веселья, торжества и

Слайд 20Вышивка на одежде
Традиционный калмыцкий орнамент вышивки предметов одежды и обихода

Вышивка на одеждеТрадиционный калмыцкий орнамент вышивки предметов одежды и обихода

Слайд 21Узоры и орнаменты имели свои названия: «Беежин хотон», «Копыта жеребенка», «Оборот

солнца», «Радуга» и другие, созвучные этим.

Традиционные калмыцкие орнаменты которые вишивали на манжетах, воротниках, манишках и подолах женских и мужских платьев.

Узоры и орнаменты имели свои названия: «Беежин хотон», «Копыта жеребенка», «Оборот солнца», «Радуга» и другие, созвучные этим.Традиционные

Слайд 22- Традиционный калмыцкий орнамент “оборот солнца”

- Традиционный калмыцкий орнамент “оборот солнца”

Слайд 23Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть