Слайд 1Презентация
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Выполнила:
Саунина Ю.Н.
Педагог Д.О.
Слайд 2Основы композиции
Любой мастерски исполненный рисунок можно испортить неправильной композицией.
Композиция —
это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе.
Чаще всего художник находит правильную композицию по наитию, это надо чувствовать. Но этому можно научиться, зная основы композиции.
Слайд 3 Работу над композицией нужно вести с учетом особенностей
человеческого восприятия. Глазу человека необходимо перемещаться по картинной плоскости. Поэтому художники создают своеобразный «маршрут», похожий на простые геометрические фигуры. Как правило, в рисунке существуют смысловые точки, за которые цепляется глаз человека — в первую очередь привлекает внимание композиционный центр, затем общее пространство, перспектива, конкретные детали и фон.
Слайд 4Основные законы композиции
Закон цельности и неделимости
Закон контраста
Закон подчиненности композиции единому
замыслу
Слайд 5
1. Закон цельности и неделимости
Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься
цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление. Если их не упорядочить рисунок будет носить хаотичный характер и снизит общий эффект. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению. Композиция должна быть разнообразной, но не пестрой.
Несмотря на большое количество деталей, работа так уравновешена, выстроена и сгармонирована, что смотрится единым целым.
Слайд 62. Закон контраста
Какие существуют виды контрастов?
Правильно.
Цветовой контраст, тональный: светлый-темный, теплый-холодный.
Контраст величин: маленький-большой, узкий-широкий, длинный-короткий. Смысловой контраст.
Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение рисунка, сделать свой рисунок более выразительным. Если все объекты будут одинаковые по размеру, цвету, близкие по тону, то глазу зрителя будет просто не за что «зацепиться» и он не увидит главного.
Слайд 7Цветовой контраст
Цветовой контраст достигается разницей цветовых оттенков. Цвет воспринимается светлее на
темном фоне и темнее на светлом, теплые цвета предметов становятся более теплыми на холодном фоне и наоборот.
Слайд 8Контраст величин
Человеческому глазу не интересно, когда на рисунке все объекты одной
величины. Такой рисунок не привлечет внимания и быстро наскучит. Поэтому необходимо выделять главное за счет контраста величин.
Слайд 9Смысловой контраст
интересное и сильное средство
Например вечный принцип «Красавицы и Чудовища».
На фоне безобразного еще более четко заметна красота, в темноте сильнее и ярче горит свет…
Что здесь в первую очередь привлечет ваше внимание?
Правильно, то, что по общему смыслу туда не вписывается. Это и есть смысловой контраст.
Слайд 103. Закон подчиненности
единому замыслу
Композиция всегда выстраивается вокруг главного объекта или
действия.
Все второстепенные элементы подчиняются главному. Они не должны отвлекать внимание или быть лишними. Взгляд зрителя, двигаясь от одного предмета к другому, достигает смыслового центра композиции.
Чтобы сделать хорошую композицию, существуют определенные правила и приёмы.
Слайд 11Ритм
Это может быть ритм повторяющихся цветовых пятен, фигур, предметов, расположенных на
определенной «линии», которая ведет глаз к композиционному центру.
Ритм не дает человеческому восприятию заскучать.
Слайд 12Композиционный центр
Именно там расположено самое главное, смысловой центр… Как правило, он
располагается на втором плане. На первом располагаются второстепенные объекты - фон, персонажи, пейзаж. Этот центр может выделяться многими средствами. Здесь центром является фигура, к которой ведут не только линии, фон, но и тональный контраст, центр композиции выделен более светлым пятном.
Слайд 13Принцип вертикали - горизонтали
Рисунок может выстраиваться на сочетании вертикальных и горизонтальных
объектов или направлений. Главное, чтобы они были уравновешены.
Если вертикали не уравновесить, взгляд зрителя не сможет пройтись по всему рисунку и старания художника пропадут даром.
В работе может быть одна очень сильная вертикаль-горизонталь или несколько менее сильных.
Слайд 14Статика - динамика
В композиции может быть движение, а может его и
не быть. Это зависит от замысла художника.
Статичные композиции создают состояние покоя, тишины, равновесия.
Здесь хорошо применять принцип вертикаль-горизонталь.
Слайд 15Статика-динамика
Динамичные композиции строятся по диагоналям.
Если в рисунке присутствует ярко выраженная
динамика, то тут нужно запомнить одно — всякому движению необходимо противодвижение.
Это уравновесит рисунок, чтобы не было впечатления того, что предмет «падает» или «вылетает» за его пределы.
Слайд 16Формат
В композиции нет мелочей. Все должно быть продумано. Формат рисунка производит,
скорее, психологическое, нежели художественное впечатление. Квадрат создает ощущения надежности, покоя, стабильности, хорошо подходит для статичного спокойного портрета.
Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, стремительных действий — битвы, полета…
Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий, торжественный. В него идеально вписывать фигуры людей.
Слайд 17Эти правила можно использовать в любой манере и технике рисования.
Выберите
для своей композиции одно-два средства, приема и пользуйтесь только ими. Не перегружайте рисунок. Главное для художника — не создать картинку по шаблонной схеме, а сделать красивую гармоничную композицию.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!