Слайд 1
«ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Дмитриева Ирина Анатольевна,
учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ
Слайд 2
«Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это
значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.»
М. Монтень
Слайд 3Введение
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников,
чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость ученикам и учителю.
Для этого необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.
Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания – познавательный интерес.
Слайд 4
Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся, исследовательских навыков способствуют различные
виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, и т.д.
Знания и умения в процессе обучения подвергаются определенным изменениям – углубляются, расширяются, становятся более действенными, между ними устанавливаются сложные взаимосвязи. В этом и заключается их развитие, которое, в свою очередь, влияет и определяет развитие учащихся.
Наиболее удачным приемом подачи материала является проблемное обучение.
Слайд 5Понятие проблемного обучения
Проблемное обучение — это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта
с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Слайд 6Цели проблемного обучения:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
-
усвоение учащимися знаний, умений в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Слайд 7
Если традиционное обучение школьников на уроках изобразительного искусства базируется на ассоциативном
мышлении, памяти, которая закрепляется повторениями, заключается в воспроизведении, обновлении когда-то уже бывших мыслей.
То проблемное обучение основано на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда ученик сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ действия. Происходит активизация мысли, развитие интеллектуальных способностей. Мыслить человек начинает, когда надо понять что-то. Мышление начинается с вопроса, удивления, недоумения.
Слайд 8
Проблемное обучение является одним из методов развития учащихся. Постановкой проблем, проблемных
вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия.
Однако следует учитывать, что метод проблемного обучения невозможно применить ко всем темам предмета изобразительного искусства, так как технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Слайд 9
Преимущества проблемного обучения:
- способствует не только приобретению учащимися необходимой системы
знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности;
- развивает интерес к учебному труду;
- обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки проблемного обучения:
- большие затраты времени на достижение запланированных результатов;
- слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
Преимущества и недостатки
Слайд 10 - Проблемное изложение.
Учитель создает проблемную ситуацию, раскрывает
противоречие, показывает ход его разрешения. Задача такого изложения состоит в том, чтобы привлечь детей к соучастию, рассуждению.
- Изложение с проблемным началом.
Учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом.
- Частично поисковый метод.
Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления о ней.
- Исследовательский метод.
Учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают.
Методы проблемного обучения:
Слайд 11
Используя технологию проблемного обучения, я стараюсь с первых минут урока завладеть
вниманием учащихся, пригласить их совершить открытие самим, ведь лучше всего запоминаются знания не услышанные, а добытые в поиске. У ребят укрепляется вера в себя, в свои способности и возможности.
Слайд 12Сущность проблемного обучения
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения
в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
Слайд 13Пример проблемной ситуации
Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации
разными способами. Приведу пример создания проблемной ситуации на уроке изобразительного искусства. Например: (7 класс I четверть «Изображение фигуры человека»), после освоения схемы выполнения человека в покое, учащимся предлагается нарисовать человека в движении. Зная, что в схеме человек делится на равные отрезки (от головы до талии и от талии до ног) и в состоянии покоя рисунок выполняется с головы, перед учащимся возникает проблемная ситуация: а как же быть, если человек идет, бежит, т.е. находится в движении? Такую задачу приходится решать детям в процессе рассуждения. Обсуждая данную проблему учащиеся приходят к выводу, что при изображении в рисунке движения человека самое главное - положение основной массы тела, т.е. туловища и в этой ситуации, выполнять рисунок следует не с головы, а с туловища. Таким образом, учитель вместе с детьми находит алгоритм решения проблемы.
Слайд 14Вывод
Мой опыт работы с применением технологии проблемного обучения на уроках изобразительного
искусства показывает, что она дает положительные результаты, способствует развитию творческой активности учащихся, развитию у них исследовательских навыков, способности мыслить неординарно. Нестандартные уроки, возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом – все это способствует формированию познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства.
Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает педагогу формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.