Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема. Европейские города Средневековья
(окончание темы)
4 класс
Урок 25
Автор: Сидоренкова Любовь
Григорьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь
Слайд 2Тема. Европейские города Средневековья
Цели: повторить своеобразие городов Средневековья; познакомить с
одеждой горожан Средневековья; создать рисунок средневекового города и человеческих силуэтов; повторить термины «контраст» и «сочетание».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники повторят специфику архитектурных построек Средневековья; познакомятся с многообразием используемых материалов;
Оборудование: принадлежности для рисования.
Ключевые слова и понятия: шпалера, эмблема.
Слайд 3Повторение пройденного материала
В какую эпоху вы мысленно перенеслись на прошлом уроке
изобразительного искусства?
Почему в Средние века в Европе стали появляться города?
Кто жил в этих городах?
Где предпочитали устраивать свои поселения ремесленники?
По какому принципу строили средневековый город?
Сегодня вам вновь предстоят экскурсия по средневековому городу и знакомство с его жителями.
Слайд 4Беседа по теме урока
Сколько примерно жителей было в средневековом городе?
Я
напомню, что города в средневековой Европе были небольшими. Совсем маленький городок мог насчитывать всего 2—3 тыс. жителей. Только столица страны, такая, как Париж или Лондон, имела население 40—50 тыс. человек.
Слайд 5Беседа по теме урока
Почти любой город со всех сторон был окружен
стенами. Причем чем больше и богаче был город, тем более мощные и высокие стены его окружали. Для самых маленьких и молодых городов защитой могли служить простая земляная насыпь и деревянный частокол на ней, в городе побольше строили прочные каменные стены с башнями и бойницами. В работах по возведению и поддержанию городских укреплений должны были участвовать все горожане, но те, кто не мог этого сделать, вносили свою помощь в оборону города деньгами.
Слайд 6Беседа по теме урока
Многие города имели примерно одинаковую планировку, В центре
возводили главную площадь, на которой строили центральный собор, рядом с ним здание городского совета — ратуша. Часто она выделялась на фоне остальных домов своей высотой и башней с часами. В центре площади стоял замок феодала.
От этой площади по радиусам разбегались узкие улочки.
Слайд 7Беседа по теме урока
Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше
- дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах — трущобы бедняков. Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров. Если город стоял на берегу судоходной реки или моря, то в стороне порта образовывался портовый квартал — речной, морской, рыбацкий.
Слайд 8Беседа по теме урока
Вдоль улицы тянулись сплошные фасады домов, без проходов
между ними. Сами улицы были узкими, такими, что порой ни них нельзя было разъехаться двум телегам. Улочки не были прямыми, они петляли, пересекались друг с другом, образуя маленькие площади, их соединяли проулки. Все это образовывало настоящий лабиринт, в котором приезжему нетрудно было заблудиться.
Слайд 9Беседа по теме урока
В средневековых городах не было номеров домов, на
каждом доме над входом висел щит, а на нем было нарисовано какое-нибудь изображение, например медведь или волк, лебедь или ястреб, полумесяц, звезда, золотой меч. По этим изображениям, которые получили название «эмблемы», и различали тогда дома.
Слайд 10Беседа по теме урока
Шпалера — в Средние века настенное украшение в
виде ковров, ткани, тисненой кожи.
Слайд 11Беседа по теме урока
Торговля шла и на улицах, где размещались дома
ремесленников. Такой дом был одновременно и мастерской, и магазинчиком. За правилами торговли строго наблюдали старейшины города, в лавках на площади и на улочках города можно было торговать с рассвета до заката во все дни, кроме праздников и воскресений.
Слайд 16Самостоятельная работа
Рассмотрите образы людей Средневековья, приведенные в учебнике.
Выберите, какую фигурку вы
будете рисовать в качестве самостоятельной работы.
Какие детали одежды, характерные для Средневековья, вы изобразите?
Слайд 17Самостоятельная работа.
Турниры Средневековья
Слайд 18Самостоятельная работа
Балы Средневековья
Слайд 22Домашнее задание
Следующий урок станет завершающим в этой четверти. Давайте проведем его
необычно. Во-первых, вы должны повторить и обобщить все то, что успели узнать за эту четверть. Во-вторых, вы должны продемонстрировать свои практические умения - показать лучшие работы. Их отбор, конечно, доверим самим авторам, т. е. вам.
Слайд 23Сочинение синквейна
Творческий момент
Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Контраст».