Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема. Древняя Эллада (продолжение)
4 класс
Урок 22
Автор: Сидоренкова Любовь Григорьевна
Учитель
начальных классов
МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь
Слайд 2Тема. Древняя Эллада
(продолжение темы)
Цели: продолжить изучение темы; повторить роль и
значение Эллады в мировой культуре; углубить умения в изображении образов людей; рассказать об искусстве вазописи; использовать навыки создания аппликации; познакомить с терминами «греческая вазопись», «керамика».
Вид деятельности: аппликация из бумаги.
Планируемые результаты: школьники повторят знания, при обретенные на прошлом уроке; приобретут знания о конструктивных элементах керамических изделий; усовершенствуют умения по созданию образов людей.
Оборудование: принадлежности для аппликации.
Ключевые слова и понятия: ваза, вазопись, амфора.
Слайд 3Повторение пройденного материала
Вспомните, с природой, традициями, архитектурой и искусством какой страны
вы познакомились на прошлом уроке.
Где расположена Греция?
Почему Древняя Греция оказала большое влияние на всю мировую культуру?
Как греки в древности называли свою страну?
Как назывались жители страны Эллады?
Что вы знаете о природе Греции?
Как называется столица этой страны?
В честь какой богини город Афины получил свое название?
Слайд 4Беседа по теме урока
Вы уже знаете о том, что искусство Древней
Греции оказало большое влияние на развитие всей мировой художественной культуры. Греческая архитектура оставила человечеству великолепные храмы и статуи, в которых представлен образ гармоничного, совершенного человека.
Очень часто образы людей, природы, животных и архитектурные постройки изображались на древних сосудах — вазах. И такой вид искусства получил название «вазопись».
Слайд 5Беседа по теме урока
В Древней Греции существовали мифы, в которых рассказывалось
о том, как боги вылепили первых людей именно из глины.
Изготовление изделий из глины прошло очень долгий путь. Различие в художественных вкусах разных народов сказалось на способах оформления керамики.
Художественные произведения разных времен и народов настолько отличаются друг от друга формами и рисунками, что по ним можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся. Восточные народы предпочитали в своей живописи яркие краски, а их керамические изделия покрыты глазурью.
А в Древней Греции так глиняные изделия раскрашивать было не принято.
Слайд 6Беседа по теме урока
Большой известностью там пользовались не только предметы посуды,
но и небольшие глиняные скульптурки, которые можно было видеть почти во всех древнегреческих городах. Широко были распространены маленькие статуэтки высотой от 5 до 30 см, которые изображали сценки из жизни людей, либо были детскими игрушками.
Слайд 7Беседа по теме урока
Одним из главных мотивов этих статуэток было изображение
молодой девушки-гречанки, исполненное тонкой поэтичности. Особой грациозностью отличались фигурки юных танцовщиц, которых мастерами вручную вносились изменения — наклоны или повороты головы, движения рук, детали прически и одежды и т. д. Нередко одежду керамических танцовщиц окрашивали в голубые, розовые или белые цвета, волосы — в красный или коричневый, руки и лицо были нежно-телесного цвета. Сегодня такие скульптурки можно видеть в разных музеях мира.
Слайд 8Беседа по теме урока
Керамику в Древней Греции использовали не только для
изготовления сосудов и другой посуды. Мастера делали плоские керамические плиты, которыми облицовывали стены зданий и храмом
Их чаще всего украшали объемными рельефами. В храмы греки приносили небольшие керамические таблички с обещаниями богам.
Слайд 9Беседа по теме урока
В древности еще не было бумаги, и поэтому
греки писали палочками на глиняных табличках. На них писатели и поэты даже записывали целые произведения.
Слайд 10На греческом языке слово «глина» произносится как «кермос». На основе слова
«керамос» возникло слово «керамика», что означает «посуда, сделанная из глины и закаленная на огне.
Слайд 11Беседа по теме урока
Ведущее место среди керамических изделий Эллады занимало производство
различных сосудов. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши, они встречались в каждом греческом доме — от богатого дворца до лачуги бедняка.
В вазах греки хранили воду, вино, оливковое масло. Даже женские украшения держали в специальных сосудах. Во дворах у греков находились гигантские сосуды высотой до двух метров, и которых хранили зерно. Их закапывали в землю на глубину, превышающую человеческий рост. Так в жарком климате лучше было сохранять продукты. Сосуды играли роль холодильников.
Амфора
Слайд 12Беседа по теме урока
Кратер — ваза с широким горлом, которая предназначалась
для смешивания вина с водой.
Килик - чаша на плоской подставке с двумя ручками для питья.
Лекиф — узкий, небольшой, вытянутый кверху сосуд с одной ручкой, который предназначался для хранения оливкового масла.
Амфора — ваза с овальным корпусом и двумя ручками, предназначавшаяся для хранения масла и вина. Этот сосуд прославился гармоничными и благородными пропорциями.
кратер
килик
лекиф
амфора
Слайд 13Беседа по теме урока
Популярным в Элладе был и чернофигурный стиль, когда
на светлом фоне располагались черные фигурки. Для этого был изобретен очень прочный лак с эффектом зеркального блеска, Расписывали не всю вазу полностью, а только определенные участки в самом широком месте.
Слайд 14Беседа по теме урока
В Элладе существовал особый стиль вазописи под названием
«ковровый». В такой росписи рисунки заполняли полностью нею поверхность сосуда, покрывая его словно ковром. По сосудам протягивали целые ленты изображений реальных и фантастических животных и растений. На светлом фоне кремового оттенка выстраивали силуэты львов, леопардов, пантер, сфинксов, грифонов, пальмовых листьев и цветов лотоса. Свободные места заполняли цветочными розетками. Контуры рисунков процарапывали, чтобы еще больше выделить фигуры
Слайд 16Самостоятельная работа
Выберите лист белой или цветной бумаги, на которой вы будете
выполнять аппликацию.
Выберите лист бумаги, из которой вы изготовите контур вазы.
Наложите на ее изнаночную сторону картонный шаблон и обведите его простым карандашом.
Отложите шаблон в сторону и вырежьте силуэт вазы по карандашному контуру.
Приклейте силуэт вазы на основной лист бумаги.
Теперь вам предстоит выполнение творческой работы. Придумайте, какой узор вы нанесете на вашу вазу. Что это будет цветочный орнамент или силуэты людей, животных, картины природы?
Слайд 19Минутка отдыха
Хочу я в Греции далекой побывать,
Чтобы увидеть красоту воочию,
Почувствовать ее
и днем и ночью,
Эллады древней дивным воздухом дышать,
Взойти благоговейно на Олимп,
Акрополя развалины потрогать,
Пусть море улыбается вдали,
Трепещет нежно лунная дорога...
Ах, Греция! Привольный, дивный край!
В моих мечтах все ласковей и краше,
Для нас, для северных людей ты — просто рай,
А, может быть, и лучше рая даже?
Т. Корниенко
Слайд 20Рефлексия
С каким видом древнегреческого искусства вы встретились сегодня на уроке?
Родиной какого
вида искусства является Эллада?
Какой из видов древнегреческих ваз вы можете назвать, и описать?
Если ли вазы у вас дома?
Для чего их используют?
Для чего использовали в Древней Греции сосуды?
Из чего изготавливали такие сосуды?
Почему глиняные изделия называются керамикой?
Что еще, помимо ваз, делали из глины?
Каких цветов были древнегреческие вазы?
Что на них изображали?
Слайд 21Сочинение синквейна
Творческий момент
Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Ваза».