Слайд 1Мода в России XVII век, XVIII век.
Презентацию выполнила:
Онухова
И.К.
учитель изобразительного искусства
Гимназии №155
Санкт-Петербург
Слайд 2 Цель данного урока в том, чтобы познакомить с культурой
моды эпохи Петра I.Определить значимость его реформ в истории моды.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истории и культуре.
Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.
Материалы: белая бумага, фломастеры черные или восковые мелки,клей.
Оборудование: мультимедийный проектор
Цели урока :
.
Слайд 3
17-18 век - это век абсолютизма и расцвета дворянской культуры, век
искусства, отмеченного печатью торжественности и высокопарности. Этот век выдвинул тип нового художника - придворного виртуоза, призванного создавать средствами своего искусства прежде всего ослепительное зрелище.
Вся бурная и сложная жизнь народов Европы отразилась в костюме, создала свои определённые типажи.
Вы узнаете, как создавался и развивался костюм в 17-18 веках. Найдёте информацию о мужском и женском костюме. Получите представление о причёсках, головных уборах, обуви, украшениях принятых в это время. Узнаете о костюме и вооружение воинов. Центральной персоной этого времени становится солдат. Ему посвящены гравюры, передающие во всём великолепии бравую выправку и лихой взгляд.
Слайд 5Петр стремился привить в России европейские обычаи. Уже в первой половине
XVII в. при русском дворе "были люди, которым нравились немецкие обычаи и которые носили даже немецкое и французское платье..."
к.17 в. Петр I стал появляться в европейском платье, которое в
18 в. стало обязательным для государственных служащих.
Слайд 7Введённый реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV
и состоял из кафтана (жюстокора), камзола (весты) и штанов (кюлотов).
Антуан Ватто, Эскизы костюмов.Около 1715 г.:
Слайд 8Несмотря на то, что, на полах было большое количество пуговиц, кафтан
носили, как правило, нараспашку, оставляя видным камзол, либо застегнутым на несколько центральных пуговиц.
Слайд 9Дополняли этот костюм кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с тупым
носком, на каблуке, украшенные бантами или пряжками, и шёлковые чулки. Повседневное платье шилось из сукна или льняной ткани и украшалось тканью контрастного цвета, либо только пуговицами, число которых иногда превышало сто.
Слайд 10По указу Петра I в 1700 г. дворянкам и горожанкам было
запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены для женщин — широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).
Слайд 11Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако
для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства.
Слайд 12Женский костюм второй половины XVII в. шили из тяжелых дорогих материалов
насыщенных и темных тонов: багряного, вишневого и темно-синего. Гладкие ниспадающие юбки середины столетия разрезают и поднимают на боках. Стала видна не только нижняя юбка, но и подшивка верхней юбки. Жеманницы изобретают кокетливые названия для дамских юбок: верхняя называлась «скромница», вторая — «шалунья», а третья, нижняя, — «секретница». Изменился и лиф платья. Он снова стянут китовым усом и так зашнурован, что заставляет женщину принимать едва заметный соблазнительный и изящный наклон вперед.
Слайд 13Костюм украшали кружевами и разнообразными лентами: серебряными, переливающимися, двойными, полосатыми, атласными
и др. Мода барокко требовала как можно больше лент и бантов. Бантами обычно отделывали платье от выреза до талии, образуя так называемую «лестницу».
Слайд 15Причем банты сверху вниз уменьшались. Украшения и богатая отделка костюма располагались
в основном спереди как и в мужском костюме, поскольку придворный этикет требовал в присутствии короля стоять к нему только лицом.
Слайд 16Женщины носили туфли на высоком выгнутом «французском» каблуке с очень узким,
заостренным носком. Такие туфли требовали осторожной, плавной походки. Обувь обычно изготовляли из дорогих тканей — бархата и парчи, так как большая часть жизни знатных дам проходила в помещении, а поездки совершали в каретах, либо дам переносили в портшезах.
Слайд 17Истоки корсетов следует искать в Средневековье, но я начну обзор корсетов
с интересующей меня эпохи, а именно с 18го века. С чем была связана мода на корсеты? Зачем женщины, да и мужчины носили их, а некоторое продолжают носить и сейчас? Во-первых, считалось что ношение корсета выпрямляет фигуру, а ведь именно стройная, прямая спина отличала аристократа от крестьянина, согбенного тяжкой работой. Так, во Франции 17го века девочки надевали миниатюрные корсеты в два года, чтобы предотвратить искривление спины в будущем и обрести красивую талию и бюст. Мальчики тоже носили корсеты, обычно до 6 лет, когда они меняли платьица на брюки.
Слайд 18Испанские железные корсеты XVI века
Слайд 20Грациозность и легкость отличают силуэт женского костюма того времени: узкие плечи,
чрезвычайно тонкая талия, высоко приподнятая грудь, округлая линия бедер.
Слайд 21Иногда вокруг талии просто укрепляли небольшие каркасики — фижмы, вытянутые в
боках и сплющенные спереди и сзади.
Слайд 23 Существовало более 100 видов "фонтанжа".
Каждый ярус прически назывался по-разному:
"капуста", "улыбка", "отшельник".
Постепенно все прически, перегруженные украшениями, превратились в головные уборы.
Слайд 24
Это дало возможность иногда использовать накладные пряди, заранее пришиваемые к чепцам,
наколкам, токам. Носили самые разнообразные варианты, но силуэт оставался неизменным - локоны в виде завитой бахромы над ушами, остальные волосы собраны в тугие пучки наподобие "баранок" или "корзинок".
Слайд 25 Размеры фонтанжа были чудовищны: в Вене, говорят, он достигал 1,3
метра! Чаще высота прически составляла 50-60 см.
На одну прическу уходило по несколько сот шпилек различной длины, фунты помады и пудры, десятки перьев и пестрых лент, флаконы лавандовой воды.
Слайд 27НАЛОГ НА БОРОДУ
Введен 1 сентября 1689 г. Петром I. Отменен 6
апреля 1722 г. Борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей; первостатейная купеческая - в 100 рублей; рядовая торговая - в 60 рублей; холопья, причетничья - в 30 рублей; крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, по при въезде в город, как и при выезде, платил за нее 1 копейку.
Слайд 28Указ о бритье бород и усов.
16 января 1705 г.
О
бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков
Слайд 29Реформа в области быта
С 1718 г. Петр начал собирать ассамблеи, куда
чиновники должны были являться с женами.
На Ассамблеях играли на музыкальных инструментах, играли в игры, танцевали вели светские и политические беседы.
Слайд 31Ассамблея при Петре 1 С.Хлебовский
Слайд 32Новый досуг и новая мода
В ноябре 1718 года генерал - полицмейстер
Петербурга Антон Девиер объявил волю Петра об учреждении ассамблей. В "Указе об ассамблеях" говорилось: "Ассамблеи - слово французское, которого на русском одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд желается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть, и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава". Надо отметить, что 1718 год стал лишь официальной датой введения ассамблей, на самом же деле они устраивались в Петербурге значительно раньше.
Петр сам составил своеобразную инструкцию проведения ассамблей и поведения на них. На праздники приглашались все знатные люди Петербурга, а также гости, русские и иностранные. Главное для России новшество состояло в том, что на ассамблеи полагалось приходить вместе с женами и взрослыми детьми. Хозяин и хозяйка того дома, где проходила очередная ассамблея, должны были подготовить помещения, напитки, сладости, столы для игры в шашки и шахматы: всем было известно, что Петр отлично играл в шахматы и всегда старался найти партнеров среди гостей. Спиртных напитков на ассамблеях не употребляли.
Слайд 33По замыслу Петра на ассамблеях должна была царить непринужденная обстановка. Каждый
из гостей мог заниматься тем, чем ему хотелось: танцевать, вести беседы, причем, часто деловые, играть в шахматы. Правда, современники отмечали, что эта непринужденность появилась далеко не сразу: многие попадали на ассамблеи впервые и просто не знали, как себя вести. Женщины сидели отдельно от мужчин, танцевали, словно по принуждению. Скованности добавляло и то, что многие боялись каким-то неправильным действием вызвать гнев царя, всегда присутствовавшего на ассамблеях. Однако уже через некоторое время иностранные гости отмечали, говоря, в частности, о присутствовавших на ассамблеях дамах, что они "так изменились к лучшему, что не уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях даже имеют перед ними преимущество"
В холодное время года ассамблеи по очереди принимали все важные петербургские вельможи. Летом же сам царь часто устраивал приемы в Летнем саду. Начинались ассамблеи обычно в четыре-пять часов дня и заканчивались в десять вечера. Летние приемы часто устраивались в честь какого-нибудь события государственной важности, и тогда праздник завершался прекрасным фейерверком.
Слайд 34Проведение ассамблей стало, по замыслу царя, настоящей школой светских манер, даже
светского образа жизни. Для молодых людей была издана книга "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению", которая излагала правила поведения в обществе. Книга пользовалась в Петербурге большой популярностью, и уже при жизни Петра переиздавалась три раза.
Слайд 35Ботфо́рты (фр.Ботфо́рты (фр. bottes fortes) — кавалерийские сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху
пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено.
История
Изначально были изобретены как обувь всадникаИзначально были изобретены как обувь всадника, помогающая ему длительное время находиться в седле: сапоги были жесткие по голенищу, практически не гнулись ни в коленях, ни в щиколотках.
Ботфорты являлись форменной военной обувью кавалеристовБотфорты являлись форменной военной обувью кавалеристов в странах Европы в Средние века, в российской армии использовались в XVII—XVIII веках в форменной одежде кирасирБотфорты являлись форменной военной обувью кавалеристов в странах Европы в Средние века, в российской армии использовались в XVII—XVIII веках в форменной одежде кирасир и драгунБотфорты являлись форменной военной обувью кавалеристов в странах Европы в Средние века, в российской армии использовались в XVII—XVIII веках в форменной одежде кирасир и драгун, изредка — пехотинцев. Ботфорты также носились представителями высшего сословия, дворянстваБотфорты являлись форменной военной обувью кавалеристов в странах Европы в Средние века, в российской армии использовались в XVII—XVIII веках в форменной одежде кирасир и драгун, изредка — пехотинцев. Ботфорты также носились представителями высшего сословия, дворянства. Известно пристрастие к ботфортам Петра I.
В настоящее время ботфорты получили свое второе рождение как модный тип женских сапог
Слайд 37Солдаты Петра I.
Всем известно, что формирование регулярной армии, началось
при Петре I с Преображенского и Семеновского полков. Преображенский полк носил темно-зеленые кафтаны, а Семеновский полк носил голубые (васильковые) кафтаны.
Сам Петр I был капитаном Бомбардирской роты Преображенского полка. Соответственно Царь носил темно-зеленый кафтан с красным подкладом и красными обшлагами. Под кафтан одевался красный камзол. Штаны были в основном красного и зеленого цвета и длина штанов доходила до колен. В петровские времена в комплект обмундирования всех родов войск обязательно входили чулки разных расцветок (зеленые, красные, белые). Основными головными уборами были треуголки, а в специальных войсках были интересные, не обычные шапки.
Слайд 39 Шляпа «треуголка».
Треуголки вошли в
моду в конце XVII в. И в дальнейшем на протяжении XVIII в. – считались основным мужским головным убором. А в период правления Людовика XV, шляпа треуголка, являлась единственным модным головным убором. При том, что ее даже не надевали на голову, боясь испортить прическу парика, поэтому носили ее под мышкой. Для поклона шляпу брали в руку и описывали ею полукруг вниз. Что бы шляпу было удобно носить под мышкой, ее делали плоской. Большое распространение в России, шляпа « треуголка», конечно, получила при Петре I.
Слайд 40Треуголку полагалось делать из черного фетра, и не шить, а валять,
поэтому мы будем делать стилизацию.
Слайд 41Исторический костюм Петра 1 зеленый с золотой отделкой, кружевным жабо и
манжетами, воротник красный
Слайд 42
Камзол - наиболее распространенный вид мужской одежды в XVIII
века. В истории России, начиная с Петра I, камзол вытесняет кафтан и входит в моду до конца века.
Слайд 43Ансамбль — единое ,гармоничное сочетание всех частей, деталей, согласованность в действиях .
согласованностьАнсамбль — единое ,гармоничное сочетание всех частей, деталей, согласованность в действиях . согласованность, единство частей, образующих что-либо целое. Например, комплект одежды из нескольких предметов; несколько зданий, выдержанных в едином стиле (архитектурный ансамбль) и т. п.
Архитектурный ансамбль — гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений, монументальной живописи, скульптуры и зелёных насаждений.
Художественный ансамбль — художественная согласованность, стройность исполнения драматического, музыкального и т. п.
Музыкальный ансамбльМузыкальный ансамбль — группа артистов, составляющая единый художественный коллектив.
Слайд 44Выберите нужные слова и обозначьте детали костюмов петровской эпохи.
Впишите в
кружки нужные цифры.
Кавалер: Кафтан(1), панталоны(2), чулки(3), парик(4), шляпа "треуголка"(5), сабля(6).
Дама: веер(1), корсет(2), фижмы(3), парик(4)
Слайд 47Рококо
Утонченность, манерность, роскошь, прихотливая декоративность, орнамент в виде раковин
Слайд 48Заключение
Мода в России испытала в XVII-XVIII веках серьезные изменения, связанные
с ориентацией политики государства на союз с европейскими державами. Огромное влияние на нее оказывала мода Голландии и Франции. Изменения в костюме закреплялись указами и сразу же находили свое отражение в живописи.