Презентация, доклад по изобразительному искусству Хохломская роспись (5 класс).

Содержание

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево

Слайд 1 Хохломская

роспись

5 класс

Хохломская           роспись

Слайд 3Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе

Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.Хохлома представляет собой декоративную роспись

Слайд 4Хохломская роспись – роспись масляными красками с термической обработкой. Промысел Поволжских мастеров. Изделия

имеют прочное лаковое покрытие, ими можно пользоваться в повседневной жизни.
Хохломская роспись – роспись масляными красками с термической обработкой. Промысел Поволжских мастеров. Изделия имеют прочное лаковое покрытие,

Слайд 6
Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду

о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломскиe чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Легенда о "Хохломе"

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на

Слайд 7Предметы быта. Посуда.

Предметы  быта. Посуда.

Слайд 9Хохломская роспись – искусство кистевой росписи.
В наше время технология отделки хохломских

изделий продолжает привлекать многих, так как наиболее полно отвечает довольно жестким требованиям, предъявляемым к изделиям утилитарно – декоративного назначения.
Безвестные русские мастера поволжского промысла, которые разработали технологию отделки и подготовки изделий, отобрали наиболее пригодные для термической обработки материалы, краски из местных материалов и создали неповторимое искусство кистевой росписи на объемной токарной форме.




Хохломская роспись – искусство кистевой росписи.В наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих, так как

Слайд 10

Изготовление "Золотой хохломы"
Россия - страна лесов. Здесь из дерева рубили и избы и богатые хоромы. Жарко пылающие в печи поленья и вставленная в светец лучина согревали и освещали избу. Сани, розвальни, дровни, телега - нехитрый транспорт, чёлны, ладьи, струги, ботики и другие речные суда - всё делали из дерева.
Самые древние письма - берестяные грамоты, писанные на кусках бересты, и самая привычная в прошлом крестьянская обувь - лапти, плетеные из внутренней части липовой коры - луба, деревянная мебель, посуда, хозяйственная утварь, детские игрушки - всё говорит нам о большой роли леса в жизни русского человека.
Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали лёгкую и прочную посуду.
Дерево рубили и обтесывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки - баклуши, теслом выдалбливали углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки, созданной ручными инструментами, часто не совсем правильная форма, на её поверхности ты сможешь увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная. Всё это - следы работы резчика, каждая его ложка - единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.
Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую.

Слайд 11Хохломская роспись и современность.

Хохломская роспись и современность.

Слайд 14Золото - благородный красивый материал - редко встречается в природе. Из

золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом посуду.
Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным - мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и миниатюристам - мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота.
Мастера - иконописцы изобрели ещё один способ "дешевой"позолоты: они покрывали олифой - варёным льняным маслом - листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово - серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.
Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Для "хохломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.
Золото - благородный красивый материал - редко встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена

Слайд 15Технология.
Сушка (3-4 дня при t 22-28*)
Шпатлевка (мелкозернистая отмученная глина, разведенная до

густоты очень мутной воды с добавлением 25-50%.
Грунтовка ( льняное масло)
Олифовка (многократное покрытие ложки олифой)
Полудка ( покрытие алюминиевым порошком)
Роспись
Закалка ( 15-30 минут в шкаф с температурой 70-80 градусов)


Технология.Сушка (3-4 дня при t 22-28*)Шпатлевка (мелкозернистая отмученная глина, разведенная до густоты очень мутной воды с добавлением

Слайд 17Посадка расписчика, приемы держания кисти.
Расписываемое произведение упирается в колено
Художник придерживает его

левой рукой , правой же наносит орнамент.
Сидит на низкой табуретке, колени чуть выше, чем при обычной посадке.
Кисть правой руки свободна, рука ни на что не опирается, что позволяет одним движением наносить протяженные пластичные мазки на сферических или цилиндрических поверхностях.
Посадка расписчика, приемы держания кисти.Расписываемое произведение упирается в коленоХудожник придерживает его левой рукой , правой же наносит

Слайд 18 Хохломская травная роспись

Хохломская травная роспись

Слайд 19Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно,

она - маленькая капелька лесной сладости - земляничка.
Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевику, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богатство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.
Хохломские изображения декоративны - они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка". Но все-таки напоминает он эту

Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости

Слайд 21Для выполнения травного мазка следует:
Поставить кисть почти вертикально
Вести ее к себе

немного вращая в ту сторону, куда должна изгибаться травка.
*Добиваться четких, волосяной тонкости начала и окончания мазка.
Для выполнения травного мазка следует:Поставить кисть почти вертикальноВести ее к себе немного вращая в ту сторону, куда

Слайд 23Последовательность выполнения мотивов и элементов:
Мазок
Стебель с правосторонним
завитком


* Стебель

с левосторонним завитком

Последовательность выполнения мотивов и элементов:МазокСтебель с правосторонним завитком  * Стебель с левосторонним завитком

Слайд 24Практическая работа.

Практическая работа.

Слайд 25Спасибо за внимание!

Полуднева Светлана Николаевна

учитель ИЗО
МОУСОШ№5
с.Трехсельское
Успенский район
Краснодарский край



Спасибо за внимание!              Полуднева

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть