Слайд 1Архитектура Краснодара
Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №25 с.Небуг
Туапсинского
района
Краснодарского края
Коротаева Ольга Владимировна
Слайд 2 Архитектура каждого города есть отражение его истории
– с этим утверждением, думаю, спорить никто не cтанет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара – Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.
Слайд 3
Екатеринодар был основан на границе Российской империи
в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков.
Слайд 4 Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской
области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица.
Макет Екатеринодара 50-х годов 19 века.
Слайд 5 "Ныне в этом отставшем от современного значения граде,
- писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою».
Слайд 7 Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною
крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".
Казачий курень
Слайд 8 Первоначальная застройка города – очень редкая
– типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом.
Памятный часовенный столп
на месте походной Троицкой церкви
Слайд 9 Монументальная архитектура города началась с войскового собора
во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Слайд 10 Для Екатеринодара изменения стали возможны после
выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу “общее во всей империи городское устройство”. С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения.
Слайд 11 На смену глине как строительному материалу приходит
кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.
Слайд 12 Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м
годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.
Слайд 13 Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала
XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь, Екатерининский собор, гимназия в ст.Брюховецкой и др.
Гимназия в ст.Брюховецкой
Троицкая церковь
Екатерининский собор
Слайд 14 С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора
с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции.
Слайд 15 По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской,
Казанской и Славянской.
Здание кубанского общества
сестёр милосердия
Почтампт
Церковь в ст. Казанской
Слайд 16 Одним из самых активных кубанских зодчих являлся
В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. – войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь, Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия, часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака, епархиальное женское училище и др.
Часовня над могилой
атамана Бурсака
Кубанская войсковая гимназия
Царские ворота
Слайд 17 Уже в жилых постройках начала XIX
столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон.
Ф.Я.Бурсак
Слайд 18 У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане,
пилястры, имитация рустовки.
Слайд 19 Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре
можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму.
г.Краснодар 1929г.
Слайд 20 Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить
здание войскового архива (1834 г), а также, решённый без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг.), последняя сохранилась.
Слайд 21 и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.).
Слайд 22 Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более
20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.
Александро-Невский
войсковой собор
Храм Христа Спасителя
г.Москва
Слайд 23 Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим
стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий.
г. Екатеринодар, угол ул.Красной и Графской
Слайд 24 Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании
архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов),
Слайд 25 барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля"
(конец XIX в.),
Слайд 26 романские - в здании коммерческого училища (1912-1914
гг., арх. Мальгерб).
Слайд 27 В конце первого десятилетия нынешнего века
в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль – модерн. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтель),
Слайд 28здание водолечебницы (1915, арх.Козлов)
Слайд 29дом Фотиади (1910, арх. Козлов).
Слайд 30 Развитие архитектурной мысли привело к появлению в
предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода.
Слайд 31 Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный
рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Слайд 32 Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара
60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов.
Кинотеатр «Аврора»
Слайд 33 Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965
г.).
время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.
Слайд 35В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное
индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.