Слайд 1Подготовила:
учитель изобразительного искусства
Киреева Анна Вячеславовна
МОБУ СОШ № 1
П. Саракташ
Слайд 2Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом
графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы
сразу, -
Знай, что это …
Слайд 3Вспомните, что такое натюрморт?
Натюрморт – изображение композиции,
составленной из неодушевлённых предметов
Слайд 4
" Как оратору дар прозы,
Рифмы дар тебе, поэт,
Так для жизни юной розы
Живописцу нужен
цвет… "
Иоганн Вольфганг Гёте
Слайд 6Цели и задачи урока:
повторить понятие натюрморт;
выяснить средства; художественной выразительности в натюрморте;
Выяснить
понятие колорит, роль цвета в натюрморте.
Слайд 7Колорит – означает сочетание, соотношение цветов, создающих единство замысла, идеи художника.
Слайд 8П.П. Кончаловский. Натюрморт 1911.
В начале двадцатого века, когда появилась фотография,
а затем и кино, чрезвычайно возрос интерес к натюрморту. Натюрморт стал своего рода театром чувств и переживаний художника. А главным выразительным средством в живописи стал цвет.
Слайд 9Сезанн П. Натюрморт с драпировкой.
Поворотным в развитии натюрморта явилось творчество
П. Сезанна. Живопись он понимал как средство выражения своих ощущений через цвет.
«Художнику надо научиться строить форму цветом» - так прозвучал его завет.
Слайд 10В. Ван Гог. Подсолнухи.
В. Ван Гог приходит
к идее, что краски палитры живописца не обязаны совпадать с красками природы.
Слайд 11В.Ван Гог. Стул и трубка.
Важно, чтобы общее цветовое
построение полотна отвечало эмоциональному восприятию натуры художником и возбуждало такие же переживания у зрителя.
Слайд 12И.Э. Грабарь. Неприбранный стол.
Умение удивляться красоте в обычной череде мгновений
останавливает нас и перед роскошным серебром воздуха в этой картине, как бы наполненной свежестью и бодростью летнего утра.
Слайд 13П.П. Кончаловский. Натюрморт.
В начале двадцатого века в Москве образовалась
группа художников, которые назвали себя – «бубновый валет», нарочно обостряя в названии своё желание выразить яркую радость жизни и праздничное озорство.
Слайд 14И.И. Машков. Синие сливы.
Эти художники умели видеть замечательные подсказки в пёстрой
и нехитрой уличной вывеске, в предметах народного искусства, которое очень ценили. У И.И. Машкова красные фрукты задорны и нарядны.
Слайд 15А.В. Куприн. Натюрморт с синим подносом.
Их работы разные по настроению, за
каждым натюрмортом своя жизненная ситуация, своё переживание, высказанное смело, энергично.
Слайд 16Р.Р. Фальк. Красная мебель.
В произведении Р.Р. Фалька красное драматично.
Резкие контрасты
создают атмосферу напряжённого конфликтного разговора.
Слайд 17П.В. Кузнецов. Натюрморт с хрусталем.
Совершенно другой мир предстаёт в
произведениях художников П.В. Кузнецова и К.С. Петрова-Водкина. Здесь мы видим и грусть, и ощущение хрупкости жизни
Слайд 18К.С. Петров-Водкин. Скрипка.
Цвет не только передаёт реальную окраску, но и позволяет
нам осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжесть или лёгкость, холод или тепло.
Слайд 19К.С. Петров-Водкин. Утренний натюрморт.
Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух,
его резкость
или мягкость, чистую прозрачность или туманную густоту.
Слайд 20М.С. Сарьян. Натюрморт виноград.
Но главное в том, что цвет способен создавать
настроение – печальное или радостное, вносить бурный драматизм илиспокойствие,
ясность или таинственность.
Слайд 211. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять,
роднить
Слайд 222. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия.
Слайд 233. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный,
либо самый яркий, либо наиболее выразительный.
Слайд 254. Свободный, легкий передний план.
Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться
где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть свободным, открытым.
Слайд 265. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось
убрать, передвинуть или добавить.