Презентация, доклад по ИЗО. Зачем людям украшения. Славянские мотивы

Содержание

Древние люди считали, что через отверстия тела могла вылететь душа человека, или, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство. Также следовало магически защитить и более всего подверженные ранениям и ушибам руки и ноги. Наконец, требовалось защитить

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования

город-курорт Анапа

Зачем людям украшения.
«Славянские мотивы»

Анапа
2019

Выполнил: Чечетка Игорь Анатольевич,
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования город-курорт АнапаЗачем людям украшения. «Славянские мотивы»Анапа2019Выполнил:

Слайд 2Древние люди считали, что через отверстия тела могла вылететь душа человека,

или, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь недоброе волшебство. Также следовало магически защитить и более всего подверженные ранениям и ушибам руки и ноги. Наконец, требовалось защитить энергетические центры и каналы тела
Древние люди считали, что через отверстия тела могла вылететь душа человека, или, наоборот, могло проникнуть внутрь какое-нибудь

Слайд 3Не слишком доверяя своей способности противостоять злу, люди старались защитить свое

тело с помощью предметов из кости, дерева или металла. Конечно, дерево предпочиталось «благородных» пород: дуб, береза, сосна. Но лучше всего для охраны души и тела подходили металлы и драгоценные камни
Не слишком доверяя своей способности противостоять злу, люди старались защитить свое тело с помощью предметов из кости,

Слайд 4Старославянские мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями

бога Перуна – главного из языческих богов. Таким образом, украшения в древности имели религиозный, магический смысл. Украшения надевали не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана. Древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и сейчас) гораздо больше украшений, нежели мужской
Старославянские мифы роднят золото и серебро с солнечным светом и молниями бога Перуна – главного из языческих

Слайд 5Славяне, расселявшиеся в VI— VII веках по лесной полосе Восточной Европы,

оказались оторваны от традиционных мест добычи цветных металлов. Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось какого-то особого, только им присущего типа металлических украшений. Славяне пользовались теми, что бытовали тогда по всей Европе, от Скандинавии до Византии
Славяне, расселявшиеся в VI— VII веках по лесной полосе Восточной Европы, оказались оторваны от традиционных мест добычи

Слайд 6Однако славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей

или привезенным купцами и воинами из чужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещи скоро обретали такую «славянскую» индивидуальность, что современные археологи успешно определяют по ним границы расселения древних славян, а внутри этих границ — области отдельных племён
Однако славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей или привезенным купцами и воинами из

Слайд 7О славянских украшениях до нас дошло очень много материала, свидетельствующего, что,

подобно другим народам, древние славяне, особенно женщины, насколько это позволяли им достаток, стремились принарядится, и надеть различные украшения. В истории материальной культуры древних славян нет ни одной такой другой страницы, которую можно было бы осветить так подробно, как украшение тела и платья, а также связанное с этим производство украшений, которые были тогда у славян в моде
О славянских украшениях до нас дошло очень много материала, свидетельствующего, что, подобно другим народам, древние славяне, особенно

Слайд 8Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной

помешать душе покинуть тело. У нас его называли «гривной». Это название родственно слову «грива». По-видимому, это слово в древности означало «шея».
У некоторых народов гривны носили мужчины, у других – женщины, но ученые утверждают, что всегда и у всех, в том числе у славян, это был признак определенного положения в обществе, очень часто вроде ордена за заслуги. Древние славянские мастера делали гривны из меди, бронзы, биллона (меди с серебром) и из мягких оловянно-свинцовых сплавов, нередко покрывая их серебром и позолотой

Гривна

Металлический обруч, надетый на шею, казался древнему человеку надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. У нас

Слайд 9Украшение головного убора, укреплявшимся обычно возле висков, археологи назвали «височными кольцами».


Славянские женские височные кольца подвешивались к головному убору на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги. Иногда же височные кольца, нанизывали на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И все-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, - у висков

Височные кольца

Украшение головного убора, укреплявшимся обычно возле висков, археологи назвали «височными кольцами». Славянские женские височные кольца подвешивались к

Слайд 10Не так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером

с браслет. И всё же в который раз оказывается, что «новой моде» уже тысяча лет. Сходные кольца (только чаще не в ушах, а на висках) носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петельку для привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так и называются «кривичскими». Носили их по нескольку штук (до шести) на виске.
В целом у древних славян серьги особой популярностью не пользовались, появляясь обычно как подражание иноземной традиции. Князь Святослав, вероятно, потому и обзавёлся своей знаменитой серьгой, что большую часть времени проводил на чужбине, в военных походах

Серьги

Не так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером с браслет. И всё же в

Слайд 11Браслеты – наиболее ранние из известных славянских украшений: они попадаются в

кладах и при раскопках поселений начиная с VI века. Древние славяне делали браслеты из разных материалов: из кожи, покрытой тисненым узором, из шерстяной ткани, из прочного шнура, обвитого тонкой металлической лентой, из цельного металла и даже из стекла. Несмотря на дешевизну, оживленную торговлю, стеклянные «обручи» не прижились среди сельского населения.
На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий – торжеств по поводу доброй, плодоносной воды

Браслеты

Браслеты – наиболее ранние из известных славянских украшений: они попадаются в кладах и при раскопках поселений начиная

Слайд 12Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью

на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов.
Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Широко распространены были привески в виде миниатюрных гребней с двумя звериными головами. Гребню с давних пор придавались магические функции, как защитника человека от всякой заразы. Конечно, широко использовалась солнечная тематика, а также символы воды

Подвески

Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались

Слайд 13Всё, что на современном языке называется «украшениями», имело в древности ясно

читаемый религиозный, магический смысл. Также, как для верующего христианина крест, который он носит на шее. Многие славянские обереги достаточно чётко разделяются на мужские и женские.
«Солнечная» символика хорошо прослеживается в круглых привесках-оберегах, также входивших в женский убор. Если для «солнечных» круглых привесок употреблялись в основном жёлтые сплавы, то на привески – «лунницы» чаще шли белые, в цвет лунного света, - серебро или серебро с оловом. Обычно их носили по нескольку штук в составе ожерелья, а то вдевали в уши, как серьги

Обереги

Всё, что на современном языке называется «украшениями», имело в древности ясно читаемый религиозный, магический смысл. Также, как

Слайд 14Обереги-амулеты могли быть в виде магических символов или специальных фигурок. Защитные

фигурки, как правило, носили целыми наборами в виде украшения. Их подвешивали к полукруглой дужке, скрепляли металлическими цепочками и надевали на тело в области груди, ближе к сердцу.
Дужка в форме полумесяца выбрана не случайно, она символизирует небосвод. Также на ней выбивались три точки, обозначавшие восход солнца, закат и полдень. Чаще всего можно встретить амулеты из пяти фигурок: ключа, челюсти хищника, двух ложек и птицы

амулеты

Обереги-амулеты могли быть в виде магических символов или специальных фигурок. Защитные фигурки, как правило, носили целыми наборами

Слайд 15Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с

XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла».
Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоёв - всего чаще жёлтый, белый, красный. Другие бусы, о которых непременно хочется упомянуть,- это позолоченные и посеребрённые. В Древней Руси существовало еще одно женское шейное украшение - монисто- своеобразные бусы в виде нанизанных на цепочку драгоценностей небольшого размера или монет

Бусы

Слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по

Слайд 16Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое

цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужное обрамление.
Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирина или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы – символ брачной пары, а дерево – знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых

Колты

Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли

Слайд 17Украшения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, - кольца, перстни –

появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего, X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века, и там оказались бронзовые перстни. И даже на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской

Кольца и перстни

Украшения, изначально призванные магически охранять человеческую руку, - кольца, перстни – появляются в могилах древних славян с

Слайд 18Творческое задание: выполнить эскиз славянского оберега

Творческое задание: выполнить эскиз славянского оберега

Слайд 19БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть