Слайд 2
Вот сижу, смотрю в окно:
Вдаль дорога вьется,
За холмом ручей журчит,
«Песнь» кукушки
льется.
На лугу табун коней,
Рядом две коровы.
Угадать, что вижу я,
Вы, друзья, готовы?
Слайд 3Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также
отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Слайд 4Характеристика жанра
Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе,
в первую очередь, как европейское искусство[1], несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка и их влияние на европейские художественные процессы.
Пейзажные произведения европейских мастеров XVII—XVIII веков — неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж, работы импрессионистов и постимпрессионистов явились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра в конце XIX века.
Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.
Слайд 5
Элементы, виды и характеры пейзажа
Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём,
как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления — растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.
Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.
В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными.
Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.
Слайд 6Развитие пейзажного жанра в европейской живописи
Элементы пейзажа можно обнаружить уже в
наскальной живописи эпохи неолита (плато Тассилин-Аджер в Сахаре). Первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы.
В искусстве античного Средиземноморья пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей патрицианских домов.
Однако позднее, в искусстве Средневековья, идеалы, воодушевлявшие античных художников — радость бытия, телесность, правдивость, — уступили место изобразительным видам, в первую очередь в цельной, образной форме дающих представление о красоте божественного: живопись была призвана воздействовать на зрителя как немая проповедь. (Подавляющему большинству населения было недоступно непосредствованное обращение к Библии — её перевод с латинского появился лишь в XIV веке.)
Из живописи на долгое время практически исчезает пейзаж — художники-иконописцы почти пренебрегают фоном, при необходимости изображая природу и строения весьма схематично и необъемно.
Интерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения — кватроченто, XV в. (четырёхсотые годы, начиная от тысячного). Многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково, к примеру, полотно «Шествие волхвов» итальянского мастера Сассе́тты (1392—1450/51).
Слайд 7Сегодня мы будем рисовать пейзаж с березами - совсем не сложный.
Это будет осеннее время года, поэтому листва у берез желтая.
Слайд 8Рисуем линию горизонта - на горизонте растут деревья. Намечаем линиями где
будет вода, а где - берег.
Слайд 9Намечаем березу карандашом. У берез тонкие ветки и белый с темными
полосками ствол. По стволу определить березу очень просто.
Слайд 10Рисуем обе березы и кусты на берегу речки.
Слайд 11Начинаем раскрашивать нашу картину или, как говорят художники - писать. Какой
материал выбрать? Лучше всего подходит либо гуашь, либо пастель. Акварель более сложная техника, Вы не сможете исправить ошибки, если их допустите.
Слайд 12Рисуем ветки березы, чтобы не потерять их на фоне воды.
Слайд 13Наконец, рисуем листья на ветках берез. У этого дерева небольшие листья,
осенью они становятся желтыми или коричневатыми, но не красными.