Презентация, доклад по ИЗО. Одежда говорит о человеке. Древняя Русь

Славянский народный костюм не только наше национальное достояние, но еще источник вдохновения для современного моделирования одежды и для создания сценических образов в разных жанрах и видах искусства, и является ярким воплощением народного творчества

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования

город-курорт Анапа

Одежда «говорит» о человеке.
Древняя Русь

Анапа
2019

Выполнил: Чечетка Игорь Анатольевич,
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 муниципального образования город-курорт АнапаОдежда «говорит» о человеке.Древняя РусьАнапа2019Выполнил:

Слайд 2Славянский народный костюм не только наше национальное достояние, но еще источник

вдохновения для современного моделирования одежды и для создания сценических образов в разных жанрах и видах искусства, и является ярким воплощением народного творчества
Славянский народный костюм не только наше национальное достояние, но еще источник вдохновения для современного моделирования одежды и

Слайд 3Целых предметов одежды IX-XIII вв. до нашего времени не сохранилось, и

основным источником служат найденные остатки одежды и украшений. Кроме археологических данных об одежде восточных славян этого периода наиболее полное представление дают несколько изобразительных источников
Целых предметов одежды IX-XIII вв. до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат найденные остатки одежды

Слайд 4Взглянув на человека, можно было точно сказать: к какому роду-племени принадлежит,

в какой местности проживает, какое положение в обществе имеет, чем занимается, какой у него возраст и даже в какой стране он живет. А глядя на женщину, можно было понять, замужем она или нет.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.
Сегодня и в нашем обиходе сохранились «говорящие» детали одежды и даже целые виды костюма, которые может носить только член определённой половозрастной или общественной группы.
Теперь, когда мы произносим «одёжа», — это звучит как просторечие, почти как жаргон. Тем не менее, учёные пишут, что в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин, «одежда»

Взглянув на человека, можно было точно сказать: к какому роду-племени принадлежит, в какой местности проживает, какое положение

Слайд 5Прежде всего одежда строго делилась на повседневную и праздничную. Она различалась

и качеством материала и цветовой гаммой.
Кроме самых простых и грубых тканей, было много тканей тонкой выработки, как местных, так и привозных. Конечно, качество одежды зависело от благосостояния ее владельца – дорогие привозные шелковые ткани могли позволить себе далеко не все. Зато шерсть и лен были доступны для всех слоев населения
Прежде всего одежда строго делилась на повседневную и праздничную. Она различалась и качеством материала и цветовой гаммой.Кроме

Слайд 6Красилась ткань натуральными красителями – листьями, корнями, цветами растений. Так кора

дуба давала коричневый цвет, корни марены – красный, крапива при горячем крашении – серый, а при холодном – зеленый, луковая шелуха – желтую.
Со времён Древней Руси «красный» – красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. В русском фольклоре мы встречаем выражения: «весна красна, красна девица, красна красота (о красоте девушки)». Красный цвет был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, ростом, солнцем-миром.

Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
Зелёный – Растительность, Жизнь.
Чёрный – Земля.
Золотой – Солнце.
Синий – Небо, Воды.
Издавна было известно золотое шитье. Древние киевляне носили одежду с большим количеством золотого шитья.

Красилась ткань натуральными красителями – листьями, корнями, цветами растений. Так кора дуба давала коричневый цвет, корни марены

Слайд 7У славян широко известно поверье, что первая одежда человека воздействует на

его последующую жизнь. Поэтому новорожденного нередко принимали в рубашку, сшитую самой старой женщиной в семье, чтобы он унаследовал ее судьбу и жил долго; в старую нестиранную рубашку отца, «чтобы он его любил», а для пеленок использовали части одежды взрослых, чтобы ребенок непременно унаследовал их положительные качества
Древним названием одежды было у славян «портище» – отрез (кусок ткани); отсюда и слово «портной» – человек, шьющий одежду. Название это продержалось на Руси до пятнадцатого века
У славян широко известно поверье, что первая одежда человека воздействует на его последующую жизнь. Поэтому новорожденного нередко

Слайд 8Основой мужского костюма была рубаха. Народ обычно носил одну холщовую рубаху,

которая являлась одновременно и нижней и верхней одеждой. Рубахи носили навыпуск и обязательно опоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, вышивая или оторачивая тканью контрастного цвета.
Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни
Основой мужского костюма была рубаха. Народ обычно носил одну холщовую рубаху, которая являлась одновременно и нижней и

Слайд 9Второй обязательной частью одежды русских мужчин были порты — неширокие, длинные,

сужающиеся книзу и доходящие до щиколотки. Держались они на шнурке — гашнике, который завязывался вокруг талии . Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а народ — холщовые. Порты заправлялись в сапоги или их обертывали онучами и поверх надевали лапти. Неотъемлемой частью и боярского и крестьянского костюма была шапка
Второй обязательной частью одежды русских мужчин были порты — неширокие, длинные, сужающиеся книзу и доходящие до щиколотки.

Слайд 10Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной

(доходила до ступней). Богатые женщины носили одновременно две рубахи — исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом.
Поверх рубахи замужние женщины обычно носили понёву — юбку, запахнутую вокруг фигуры. Эта юбка состояла из трех сшитых между собой полотнищ и крепилась вокруг талии шнуром — гашником. Поневу часто шили из пестрых тканей. Женская обувь мало отличалась от мужской. Женщины носили либо лапти с онучами, либо бескаблучные сапоги из цветной кожи. Эти сапоги часто вышивали
Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней). Богатые женщины носили

Слайд 11В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние

женщины должны были скрывать волосы. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. Поэтому сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т.е. опозориться. Наиболее характерной прической для девушки была одна коса, заплетенная низко на затылке. Часто на голову надевали венец обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью
В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать волосы. С

Слайд 12Пояс в славянских нарядах присутствовал как у женщин, так и у

мужчин.
Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Пояс длинный, с вышивкой и бахромой на концах завязывался под грудью поверх сарафана.
А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа — женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей».
Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но ещё не испустил дух. Надо думать, эти пояса являлись порядочной редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки
Пояс в славянских нарядах присутствовал как у женщин, так и у мужчин.Славянские женщины носили тканые и вязаные

Слайд 13Творческое задание: выполнить эскиз славянской одежды

Творческое задание: выполнить эскиз славянской одежды

Слайд 14БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть