Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городищенский детский сад
« Радуга»
общеразвивающего вида.
«Развитие творческой личности старших дошкольников, посредством использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности»
Воспитатель: Лебедева С.П.
Первая квалификационная категория.
Слайд 2Актуальность
В настоящее время возрастает потребность
в людях творческих. Современному обществу нужны личности уникальные, деятельные, творческие. Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогического процесса. Решение ее необходимо начинать в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Чтобы вызвать интерес у детей к занятиям, возникла необходимость использования нетрадиционных техники рисования, для того чтобы ребенок стал более «свободным», раскрепощенным, не боится сделать что-то не так, потому что всё что он сделает - он сделает правильно. Рисуя не так как всегда, а рисуя необычно, у ребенка развиваются творческие способности, фантазия, воображение. Поэтому считаю необходимым и помимо традиционного рисования, использовать и нетрадиционные техники.
Слайд 3Цель: РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО СРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
РИСОВАНИЯ.
ЗАДАЧИ:
сформировать у детей технические навыки рисования;
познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники;
развивать воображение и творческие способности детей;
обогащать и расширять художественный опыт детей;
побуждать ребенка экспериментировать;
поощрять и поддерживать творческие находки;
воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
воспитывать интересен к своему творчеству и работам сверстников.
Слайд 4
Методическое обеспечение. Занятия с детьми по
изобразительной деятельности осуществляю по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, использую парциальную программу «Цветные ладошки» И.А Лыковой; методические пособия: «Разбудим в ребенке творца. Экспресс-рисование.» Тюрина Н. В. ,Селезнёва Л.С., Яценко А.М.; «Методику использования инновационных технологий изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» (автор)
Слайд 5
Проведение занятий с использованием
нетрадиционных техник
· способствует снятию детских страхов;
· развивает уверенность в своих силах;
· развивает пространственное мышление;
· учит детей свободно выражать свой замысел;
· побуждает детей к творческим поискам и
решениям;
· учит детей работать с разнообразным
материалом;
· развивает чувство композиции,
ритма, колорита, цветовосприятия; чувство
фактурности и объёмности;
· развивает мелкую моторику рук;
· развивает творческие способности,
воображение, фантазию.
Слайд 6Необычное начало работы, с использованием игровых приёмов: сказочных образов, эффекта неожиданности, разнообразных
материалов для творчества – помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, способствует настроить детей на творческую деятельность.
Слайд 7Активизирую внимание детей, побуждаю к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
· игра, которая является основным видом деятельности детей;
· сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
· просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
· живая, эмоциональная речь воспитателя.
Слайд 8Занятие делится на три части:
• объяснения задания (желательно живо,
эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения).Здесь же использую сюрпризный момент , проблемную ситуацию. • процесс выполнения задания. Здесь можно использовать короткие потешки и песенки (например , о животном ,которого будем рисовать). Их повторяем хором несколько раз, тем самым мы развиваем память, внимание, а также активизируем словарный запас, формируем связную речь. Полезно проведение пальчиковой гимнастики, физкультминутки.
• совместный анализ выполненной работы (обязательно приветствуем все достижения ребенка, и ни в коем случае не подавляем).
Слайд 9
Использую следующие формы работы с детьми:
*беседы , с помощью
которых знакомлю детей с разными способами и техниками рисования;
*рассматривание ,выполненных в разных техниках (как можно получить такое изображение?);
*чтение стихов о рисовании К. Чуковский «Закаляка», сказка «Так и не так», Маргарет Реттех «Уроки рисования в стихах»;
*Организую наблюдения за природой (деревья, небо, погода) на прогулках.
Слайд 10
Развивающая среда
Обязательным условием успешного развития творческой личности является создание предметно-пространственной
развивающей среды. Для этого в группе оформлен «Уголок творчества», содержанием которого являются альбомы по народно-прикладному искусству, дидактические игры: «Угадай, из какой росписи элемент», «Как называется техника рисования» и др.; материалы и инструменты для самостоятельной творческой деятельности (кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски, «тычки», крышки, поролон ,трафареты, цветные карандаши и восковые и т. д.)
Слайд 11Пальчиковая живопись. Рисование ладошкой.
Помогает ребенку почувствовать свободу, дают ощущение взаимодействия с
изобразительным материалом (краской) без кисточки, поскольку большую часть внимания и энергии ребенка занимает процесс «рисования» (2-я младшая, средняя группы)
Ладошку покрываем краской, прикладываем к бумаге. Дорисовываем.
Тоже самое пальчиком(снег, дождь). .
Слайд 12ПУАНТИЛИЗМ (рисование точками- ватными палочками).
Развивает воображение, усидчивость, терпение, моторику, эстетическое восприятие.
Дети должны понять: сильное нажатие- крупный отпечаток, слабое- мелкий, мало краски -бледный, много –яркий.
Слайд 13 Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью(рисуем лес, бабочек, стрекоз и т.д.)
Слайд 14
Оттиск поролоном. ЦВЕТНАЯ ДОРОЖКА
На поролон наносим
несколько цветов краски. Выполняем рисунок.
Рисование с помощью шаблонов ( геометрических фигур). Прижимаем фигуру к листу бумаги, и по краю штрихами обрисовываем её(облака, цветы, солнце).
Слайд 15 Оттиск смятой бумагой.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Смять бумагу. Опуская в мисочку с краской бумажный тампон, заполнить краской контур, выбирая нужный цвет.
Тычок.
Развивает специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму.
Тампонирование.
Поролон в виде тампона, плотная бумага, штампы разных форм (звезда, квадрат и др.),выполненные из сырых овощей, предметов, имеющих четкие контуры(пробки, формы от конструктора и т.д.).
Развивает творческую фантазию.
Слайд 17Рисование кофе, солью, манкой.
На альбомном листе сделать контур рисунка клеем (ПВА), засыпать кофе. Убрать лишнее – получился рисунок. То же самое можно делать с манкой, солью. После высыхания соль или манку можно покрыть краской.
Эта техника вызывает интерес к выполнению работы.
Слайд 18 ВОСК И АКВАРЕЛЬ.
На листе бумаги сначала
рисуем восковыми карандашами, затем покрываем акварелью. Рисунок проявляется.
Совершенствует умения и навыки в свободном экспериментировании.
Развивает воображение, творчество. Формирует эмоционально-положительное отношение к процессу рисования.
Слайд 19 НИТЯНАЯ ГРАФИКА.
Нитки окрасить в разные цвета, выложить на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток вывести наружу. Сложить половинки листа, прижать друг к другу, разгладить. Затем не снимая ладони с листа, правой рукой выдернуть одну нитку за другой. Развернуть лист, подумать на что похоже, дорисовать.
Слайд 20
Симметричная монотипия.
Листы бумаги сложить пополам, развернуть-капнуть краску
разного цвета на линию сгиба, друг под другом. Сложить лист и от линии сгиба провести ладошкой. Развернуть, дорисовать .
Слайд 21 Кляксография.
Капнуть на
поверхность листа кляксу. И с помощью коктейльной трубочки раздуть кляксу в стороны. Посмотреть, на что похожа, дорисовать.
Развивает воображение, координацию движений.
стаканчик налить 1/5 часть жидкого мыла. Добавить столько же воды и гуашь. Взбить в пену, подуть в трубочку, чтобы пена поднялась. Накрыть бумагой. Полученный отпечаток преобразовать в изображение.
Развивает фантазию, интерес к новому приему «рисования».
Покрыть лист цветными «пятнами» восковых карандашей, натереть свечой, приготовить состав из черной гуаши и чуть меньшего количества жидкого мыла. Покрыть этой смесью лист. Получится лист черного цвета.
После высыхания процарапываем рисунок ( космос, ночной город и т.д.).
Слайд 24 Набрызг.
Зубной щеткой в
одной руке наберем немного краски, а расческой или стекой провести по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе.
Развивает мелкую моторику рук
Слайд 25 Мокрый лист и соль.
Лист
покрываем с помощью губки , смоченной в воде с клеем (2/1).Посыпаем обильно солью. Наносим хаотично краску разных цветов.
Через 5-10 секунд стряхиваем соль.
Даем высохнуть. Из картона вырезаем трафарет (воспитатель), дети обводят, вырезают. Из полученных заготовок составляют композицию.(цветочную поляну, «КОСМОС».)
Рисование зубной пастой.
В краску добавляем зубную пасту .На палитре смешиваем пасту с краской .
Рисунок получается более насыщенный, «густой».
РЕЗУЛЬТАТ
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет :
мелкую моторики рук и тактильное восприятие;
• пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие;
• внимание и усидчивость;
• изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, фантазию;
а так же позволяет :
детям ощутить незабываемые положительные эмоции,
раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не
так, развивает уверенность в себе.
повышает активность детей на протяжении всего занятия.