Слайд 1Жостовские подносы
Учитель: Жабанова И. В.
МБОУ СОШ №13
Г. Александров
Слайд 3История жостовского промысла восходит к началу ХIХ века,
когда в ряде подмосковных
сёл и деревень бывшей Троицкой волости ( ныне Мытищинский район Московской области)-Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое и других- возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье- маше. Возникновение жостовских подносов связано с фамилией Вишняковых. Начало производства подносов в Жостове принято связывать с 1825 годом - датой открытия самостоятельной мастерской Осипа Филипповича Вишнякова . Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.
Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью именно в этой мастерской в 1830 году.
Слайд 4Над созданием подноса трудилось по крайней мере три человека: коваль, изготовлявший
форму; шпатлевщик, наносивший на поверхность грунт; живописец, расписывавший поднос. Тот же грунтовщик после просушки покрывал изделие лаком
Слайд 5Жостовский промысел существует и по сей день.
Процесс изготовления несколько изменился. Подносы
теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости поднос так и сохранил.
Роспись выполняется на подносах вручную.
Классическим видом росписи подноса является изображение цветов на чёрном фоне, но есть и фоновая роспись- букет цветов на цветном фоне, также есть ропись с изображением некоторых фруктов.
Слайд 6Самым распространённым видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре
подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.
Слайд 7В букете чередуются садовые и полевые цветы . Как правило, в
центре лучше изобразить 2-3 крупных цветка. Это могут быть розы, маки, георгины, тюльпаны. По краям их могут дополнять более мелкие полевые цветки: ромашки, анютины глазки, бутоны цветов и др.
Жостовская роспись имеет несколько этапов, что делает её живой , яркой , сказочной.
Слайд 8Замалёвок-широкой кистью пятном рисуются силуэты будущих цветов и листьев, определяя их
размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на подносе.
Тенежкой этап именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом. Следующий этап-прокладка(перемалевка). Цветы, плоды и листья, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой.
Слайд 9Высветляя краски, художник приступает к бликовке — четвёртому моменту росписи, одному
из наиболее ярко отличающих каждого живописца.Завершающие этапы росписи — привязка и чертежка — очень похожи и часто делаются вместе. Иногда в чертежке выделяют «посадку семенцов». Касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету. Уборкой художник как бы прибирает края своей работы красивым золотистым узором.
Слайд 10Орнаментальные рамки бывают очень затейливыми, но они должны сочетаться с характером
росписи подноса. Огибая поднос уборка подчёркивает его форму, обращает внимание на края и ручки, делает поднос более нарядным.Живописцы осторожно вводят в роспись новые мотивы, обязательно продумав и переработав их в духе традиционного искусства, так как «с природы в роспись трудно брать цветы». Тем не менее в современных жостовских подносах можно увидеть лилии, сирень, бессмертники. Но всё же лучше всего поддаётся фантазии царица цветов-роза, самый любимый художниками мотив.