Слайд 1Ян ван Эйк
(род. ок. 1390 г. — ум. в 1441 г.)
Нидерландский
художник
МБОУ школа 52
Учитель Изо и черчения
Афанасьева О.В.
ван Эйк
Ян ван Эйк - выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Дату рождения художника следует, по всей вероятности, относить к первой половине 1390-х гг.; родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Первыми уроками мастерства, опять-таки предположительно, Ян был обязан своему старшему брату Губерту.
Слайд 3Ян ван Эйк
К 1422 г., когда имя ван Эйка впервые упоминается
в документах, это был уже известный живописец, состоящий на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге.
После смерти Иоанна Баварского мастер, пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Франции. Весной 1425 г. в Брюгге он был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами». В том же году художник переехал в Лилль.
Слайд 4Ян ван Эйк
1426 г. была написана «Мадонна в церкви» — одна
из ранних работ Ван Эйка. Как и большинство его произведений, картина как бы светится изнутри, рождая ощущение возвышенной радости. Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком.
Слайд 5Ян ван Эйк «Мадонна в церкви» 1425-1426 г.
дерево, масло 32
x 14 см
Столичный музей, Берлин, Германия
Слайд 6Ян ван Эйк
Открытие художника, давшее Толчок бурному распространению техники масляной живописи
по Европе. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. красок. Это не совсем так.
Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но популярностью не пользовались:они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь Ван Эйк, где-то около 1410 г., нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения.
Слайд 7Ян ван Эйк
Ян ван Эйк (ок.1390-1441) и Губерт ван Эйк
Bид
закрытого алтаря -детали
1432г, 350x223 см, деревo, масло
Слайд 10Описание деталей алтаря
художники изобразили коленопреклонённую Деву Марию и архангела Гавриила, который
принёс ей божественную весть.
По краям(в полукруглых нишах) изображены пророки Захария и Михей, предсказавшие Благовещение пророчествами. Они записаны текстом на лентах, парящих в воздухе.
В центральной нише, разделенной рамой, Эритрейская и Кумская сивиллы(предсказательницы), также предсказвшие Благовещение. Нижний ряд внешних створок алтаря занимают донаторы - портреты его заказчиков(Йодс Вайд и, его супруга, Изабелла).
Они предстают преклоненными перед статуями двух святых: Иоанна Крестителя — патрона церкви Святого Иоанна и Иоанна Богослова — ему посвящена капелла этой церкви.
Слайд 11Гентский алтарь . Ян ван Эйк (ок.1390-1441) и Губерт ван Эйк
(умер 1426)
вид открытого алтаря
май 1432, дерево, масло, 350 x 461 см.
Слайд 12Описание деталей гентского алтаря
В картине верхнего ряда чуть ниже Бога-Отца расположились
Дева Мария и Cв. Иоанн Креститель, еще ниже
— ангелы поющие(левая створка) и ангелы музицирующие(правая створка). Самые крайние створки изображают первых людей — Адама и Еву, над ними сцена ссоры их детей — Каина и Авеля. Второй нижний ряд посвящён сцене "Поклонение агнцу" и является главным. Другие створки слева- праведные судьи, солдаты, створки справа- отшельники, пилигримы(паломники).
Слайд 13Гентский алтарь
Гентский алтарь уникален. Это - самый большой и наиболее сложный
алтарь, созданный в Нидерландах в 15-ом столетии. Он явился плодом вдохновенного мастерства двух братьев - художников, Губерта и Яна ван Эйков(а может быть, и кого-то ещё из подмастерьев) и благочестивых намерений и действий богатых заказчиков. В алтаре отразились не только их религиозные идеи, но и самые разнообразные представления о мире и о месте в нём человека. В Гентском алтаре присутствует всё, что и в окружающем мире, все здесь смешалось: подробный и неторопливый рассказ с пленительными деталями, таинственная недосказанность характеров, грозная сила скрытых страстей и непосредственное восхищение радостями бытия.....
Слайд 14Гентский алтарь
Заказчиками алтаря были: Йодoс Вайд(Jodocus Vijd),- один из богатейших людей
Гента (впоследствии он стал бургомистром города), и его супруга, Изабелла Борлют. Они и заказали алтарь для своей фамильной капеллы, находящейся в церкви Святого Иоанна (так первоначально назывался собор Святого Бавона). В 1432 г. работа над алтарем была закончена.
Слайд 15Ян ван Эйк
Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на
1430-е гг. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «с каменным фасадом», а вскоре женился. В 1434 г. герцог Филипп III стал крестным отцом первого из десяти детей Яна. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый «Тимофей» (1432 г.), «Человек в тюрбане» (1433 г.), небольшое панно «Мадонна с младенцем» (1433 г.) и др. Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами. Сохранившиеся портреты свидетельствуют о его проницательности и высоком уважении к человеческой индивидуальности.
Слайд 16Ян ван Эйк
(ок.1390-1441)
Портрет Маргарет ван Эйк
1439г, масло на дереве, 32,6
x 25,8 cм
Музей Гроениндж (Groeninge), Брюгге,Бельгия
На портрете - Маргарет ван Эйк, жена художника.
Слайд 17Ян ван Эйк
(ок.1390-1441)
Дева Мария с Младенцем с книгой
1433, дерево, масло, 26,5
x 19,5 cм
Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
Слайд 18Ян ван Эйк
(ок.1390-1441)
Человек в тюрбане
1433г, дерево, масло, 25,5 x 19cм
Национальная
галерея, Лондон, Англия
Слайд 19Ян ван Эйк
(ок.1390-1441)
Портрет Джованни Арнольфини
1435г, дерево, масло, 29 x 20 cм
Cтличный музей, Берлин, Германия
Портрет богатого итальянского купца, друга ван Эйка, был выполнен в то же время, когда известный "Портрет четы Арнольфини"
Слайд 20Ян ван Эйк
(ок.1390-1441)
Портрет ювелира (Человек с кольцом)
1430г, дерево, масло, 16,6 x
13,2 см
Румынский Национальный музей, Бухарест
Слайд 21Ян ван Эйк
(ок.1390-1441)
Портрет четы Арнольфини
1434г, дерево, масло, 82 x 60 см
Национальная Галерея, Лондон, Англия .
Слайд 22Портрет четы Арнольфини.
Итальянский купец изображен держащим за руку свою молодую жену
в момент торжественной супружеской клятвы в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в висящем на стене круглом зеркале — символе всевидящего Божьего ока. Обряд совершается в спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага.
Слайд 23Мадонна канцлера Ролена
Ян ван Эйк
(ок.1390-1441)
~1435г, дерево, масло, 66 x 62 cм
Лувр,
Париж, Франция
Слайд 24Мадонна канцлера Ролена
В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок.1436г.) — советник
Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам(редкий случай в феодальном мире).
Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества.
Земной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма.
Слайд 25Мадоннa каноника ван дер Пале
Ян ван Эйк
(ок.1390-1441)
1436г, деревo, масло, 122 x
157 cм
Городской музей, Гронинге (Groeninge), Брюгге,Бельгия
Слайд 26Мадоннa каноника ван дер Пале
В «Мадонне каноника ван дер Пале» ван
Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости.
Слайд 27К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз.
Ян ван Эйк
(ок.1390-1441)
Благовещение
1440,
дерево, темпера,масло,
Метрополитен музей, Нью-Йорк, Сша
Слайд 28Ян ван Эйк
(ок.1390-1441)
Cв.Варвара
1437 , дерево, масло, 31 x 18 ссм
Королевский
музей изящных искусств 1437, Антверпен
Слайд 29Художник скончался 9 июля 1441 г. в Брюгге, городе, ставшем для
него родным. Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество, исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником для развития искусства Нидерландов и других стран Европы.