Слайд 1 «Восток - дело тонкое».
восточный орнамент.
Преподаватель 1КАТЕГОРИИ
МБУ ДО «ДШИ №2» МО
г.Братск
Марусова Лариса Анатольевна
Слайд 2В мусульманстве запрещено изображать живых существ, поэтому это оставило особый отпечаток
на изобразительное искусство востока, в особенности на восточный орнамент. Практически все восточное изобразительное искусство – это орнамент. «Вода всегда дырочку найдет» -- так и в творческом потенциале человека, перекрыли возможность изображать одно, ничего, будем изображать другое, но еще с большей творческой отдачей. Вследствие этого восточный орнамент обладает большим разнообразием цвета, форм и глубоким содержанием знаков и символов, составляющих узор.
Изысканный орнамент в восточной культуре именовали
«музыка для глаз», а для художников он являл собой основополагающий мотив в творчестве.
Слайд 3Центр и круг имеют особое значение в исламе. Круг символизирует собой
вечность – без начала и конца, а также идеал справедливости – равенство по всем направлениям.
Равносторонний треугольник, например, служит символом гармонии и уравновешенности, отсутствия всего лишнего. Квадрат символизирует устойчивость и не зря лежит в основе конструкции зданий, в том числе и круглых.
Еще одна популярная фигура мусульманских орнаментов – звезда многократно упоминается в Коране.
Слайд 4В орнаментальных росписях, в разработке резьбы преобладали красный и голубой цвета
в сочетании с белым и позолотой; использовались и другие цвета - охристо-желтый, зеленый. Единой колористической гаммы не существовало; в различных странах Ближнего и Среднего Востока применялись свои особые сочетания красок.
Слайд 5Есть два основных вида восточного орнамента (в мусульманском мире): гирих и
ислими.
Гирих – в переводе с арабского обозначает «узел». В его основе, как правило, лежит геометрическая форма круга, а также четкое его разделение на части. Любой гирих является образцом математической точности. Выстраивается он исключительно посредством циркуля и линейки в строго определенном порядке, который позволяет создавать орнаментальный рисунок из единственного раппорта, повторяющегося бесконечное количество раз. Множество арабских орнаментов выстраивались, имея в основании шестиугольник правильной формы, а получали их из переплетения двух равносторонних треугольников. Обычно орнамент в стиле гирих используется в украшении зданий, мечетей.
Слайд 6Любой гирих выверен математически, построен согласно рациональному порядку, который дает возможность
создать орнамент из одного бесконечно и механически повторяемого раппорта.
Слайд 7Ислими – стиль узора, в котором объединены вьющийся стебель и спираль.
Ислими обладает огромным разнообразием вариантов узора в натуралистическом или стилизованном виде. По такому узору глаз может скользить до бесконечности плавно перетекая с одного завитка на другой. Изящный растительный орнамент "ислими", выполненный темперными или масляными красками, украшает пудреницы и пеналы, шкатулки и столики-хантахты, изготовленные в мастерских ремесленников.
В, так называемом, "цветочном стиле" философы средневекового Востока видели возможность, пусть даже в сказочной, "неземной" форме, выражать мечты человечества о покое, красоте, счастье.
Слайд 8Верещагин Василий Васильевич
Двери Тимура (Тамерлана)
1872
Холст, масло
213 х 168
Важное место в
творчестве В.В. Верещагина занимала тема Востока. Его интересовали история, культура, быт живущих здесь народов. "Двери Тимура (Тамерлана)" – одна из картин серии, ставшей результатом двух поездок художника в Туркестан. С документальной точностью изображает мастер декоративный резной орнамент дверей мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, относящийся к одному из лучших образцов ислими. яркие экзотические одежды вооруженных стражников.
Слайд 9Наиболее ярко вся символичность и загадочность мусульманского орнамента отразилась в книгах.
Тем более что в книгах орнамент обязательно должен был сочетаться со стилем письма.
Слайд 11Арабески
Арабески – в переводе с французского обозначает «арабский». Поражающие своей красотой
орнаменты, которые жители Европы именовали арабесками, вызывали восхищение своими замысловатостью, сложностью, нестандартным ритмом. Он заключал в себе декоративные мотивы, имеющие геометрический и стилизованный растительный характер и переплетающиеся, словно сетка. Дополнением к орнаменту служили надписи, сделанные с использованием канонизированных шрифтов: «куфического», буквами арабского письма, имеющими прямоугольную форму, и почерка скорописи «насх».
Слайд 12Арабы, избегая монотонных орнаментов и гладких поверхностей, украшали стены мраморными или
гипсовыми пластинками с рельефом небольшой глубины. На рисунках изображались растения в схематической форме или геометрические фигуры. Эти украшения назвали арабесками.
Обычно места углублений на рисунке окрашивались в пурпурные или синие тона, выпуклости же покрывались позолотой. Эти цветовые контрасты давали замечательный декоративный эффект, придавая рисунку живость и яркость.
Слайд 13Арабеска обычно имеет "открытую", создающую возможность бесконечного развития композицию, позволяющую художнику
сплошным ковром узора покрывать поверхность большого протяжения и любого очертания. В разработке орнамента арабские мастера достигли изумляющей виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, основанных на точном математическом расчете и вместе с тем одухотворенных огромной силой художественной фантазии.
Слайд 15Голубая мечеть — или Святыня Хазрат Али — мечеть в Мазари-Шариф,
Афганистан.
Слайд 22Используемые источники:
http://uzorvostoka.ru/
http://hobby-mix.net/post215820523/
www.livemaster.ru/topic/109150-etot-chudnyj-vostok-istoriya-uzora-pejsli
http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=42