Слайд 2Основные понятия о Цвете
Колористика – наука о цвете, включающая знания о
природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, цветовой гармонии, цветовом языке и культуре.
ЦВЕТ (колорит) – чистый цвет, кроме черного и белого.
Оттенок- цвет, смешанный с белым.
Тон- цвет, смешанный с черным.
Полутон- цвет, смешанный с серым.
Насыщенность- уровень концентрации цвета.
Чистота- Доля чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или это доля чистого пигмента в красочной смеси.
Слайд 3История науки о Цвете
Одним из первых цвет как науку начал изучать
Платон живший в 427-348 годах до н.э. он писал:
«Цвет-это пламя, состоящее из частиц, которые способно ощущать наше зрение. Основание теории- лучи зрения, исходящие из глаз, взаимодействуют с частицами окружающих предметов. Белый цвет-продолжение лучей зрения, черный-его противоположность.
Далее его ученик Аристотель продолжил изучение цвета и написал «Трактат о цвете»
В 1 веке до н.э. Демокрит вывел теорию о 4 основных цветах.
Первый, кто создал стройную систему цветов, был Леонардо да Винчи. Он говорил, что многообразие цвета может быть ограничено:
«Простых цветов 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный, черный».
Великий ученый выделил также два возможных аспекта цветов: художественный и физический. А также подробно изучил эффекты цветовой перспективы и рефлекса.
Слайд 4В 17 веке ученый-физик Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил
белый солнечный свет на цветовой спектр.
Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного.
Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.
После Ньютона многие исследователи природы цвета и особенностей цветовосприятия цветов человеческим зрением (на основе психологии и психофизиологии зрения) развили, дополнили, уточнили и систематизировали научную базу цветоведения. Это И. В. Гете, Я. Э. Пуркине, И. П. Мюллер, Г. Л. Гельмгольц, Т. Юнг и многие др
Огромный вклад в изучение цвета внес и наш ученый М.В. Ломоносов Исследуя смешение цветов, он впервые установил, что основных цветов в природе всего 3.
Слайд 5Вещественные и невещественные
свойства цвета.
Если мы разделим спектр на две части,
например — на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Два цвета, объединение которых даёт белый цвет, называются дополнительными цветами.
Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн.
Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный, то есть его молекулярный состав поверхности таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Сосуд сам по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при его освещении.
Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной.
Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это поглощающие краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания.
Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета — жёлтый, красный и синий — смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный,
Смесь невещественных цветов дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания.
Слайд 6Виды цветовых систем
Герингом была выдвинута ещё одна своеобразная версия цветового круга,
представляющая собой четыре заходящих друг на друга серпообразных сегмента: красного, зеленого, желтого и синего, как психологически первичных 26 унитарных цветовых тонов, была разработана в виде системы естественных цветов (NCS)
Иттен предложил двенадцатичастный цветовой круг, который принято считать классическим. Он основан на тех же 3-х цветах, названных Гёте чистыми. Затем идет вторичные цвета – полученные путем смешивания синий+красный=фиолетовый, красный+желтый получается оранжевый, синий и желтый дают зеленый – это цвета второго порядка. Остальные цвета также образуются путем смешивания.
Ньютон описал модель цветового круга по аналогии музыкальной модели, разделив окружность на 7 частей, пропорциональных музыкальным тонам.
Оствальд предложил спектральный цветовой круг из 24 частей. Основными цветами в нём являются так же 3 цвета, но это уже красный, синий и зеленый – стоящие в основании современной модели цвета RGB. В своем круге Оствальд выделял гармоничные сочетания цветов: диады, триады и квадриады.
Слайд 7Гармония цвета
Цветовая гармония выражает что-то нечто приятное для глаз, красивое сочетание
цветов, согласованных между собой, пропорциональность, соразмерность.
Гармоничное сочетание может отражаться в различных приемах и вариациях: по цветовому тону, по светлоте, по светлоте и насыщенности.
Для получения гармоничного сочетания, используя вышеприведенные схемы, необходимо учитывать, что сами по себе цвета не всегда могут сработать, если не контролировать процесс составления композиции при помощи уменьшения или увеличения насыщенности и яркости. Все схемы служат базовой отправной точкой.
Слайд 8Цвет и Форма и.иттена
Йоханес Иттен утверждал, что каждой форме соответствует свой
цвет.
Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата.
Треугольник — символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-жёлтым.
Движение для круга естественно, постоянно и создаёт чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг — символ постоянно подвижной духовности. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет. Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого — это будет трапеция, для зелёного — сферический треугольник и для фиолетового — эллипс.
Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается.
Интересно это наблюдать в картинах абстракционистов, например Кандинского.
Слайд 9Пространственное
воздействие цвета
Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В
самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это происходит за счёт контраста светлого и тёмного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и его распространения.
Жёлтый, красно-оранжевый и синий на чёрном фоне имеют следующую картину заглубления: жёлтый сильно выступает вперёд, красный в меньшей степени, а синий кажется почти столь же глубоким, как чёрный.
На белом фоне возникает обратное впечатление: синий сильно выступает вперёд, красно-оранжевый остаётся почти на месте, а жёлтый только слегка выдвигается вперёд.
Все светлые тона на чёрном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлости.
На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а тёмные постепенно выступают вперёд.
Что касается холодных и тёплых цветов одинаковой светлоты, то тёплые цвета будут выступать вперёд, а холодные стремиться в глубину.
Слайд 10Теория цветовой выразительности
Оптическим, электромагнитным и химическим процессам, происходящим в наших глазах
и в сознании при наблюдении за цветом, соответствуют нередко параллельные процессы в психологической сфере человека.
Переживания, обусловленные восприятием цвета, могут проникать глубоко в мозговые центры и определять эмоциональное и духовное восприятие.
Гёте неслучайно говорил о чувственно-нравственном воздействии цвета.
Для понимания психологически духовной выразительности каждого цвета, свойственной только ему, необходимы сравнения. Чтобы избежать возможных ошибок, необходимо самым точным образом дать название цвета, определить его характер, тон, который мы имеем в виду, а также цвет, с которым мы будем его сравнивать.
В дальнейшем мы рассмотрим все цвета в том порядке, в каком они расположены на цветовом круге и опишем их взаимоотношения, чтобы точно определить их психологическую и духовную выразительность.
Слайд 11Желтый
Жёлтый цвет — энергия и жизнь. Связь желтого цвета с солнцем
естественна и неразрывна. Желтый означает щедрость, благородство, мудрость, божественную силу. . С самой древности люди поклонялись золотому сиянию солнца. В Африке символизирует изменение или трансформацию. В Японии золотой-символ небес. В Китае это цвет святости, Будды.
Гете считал, что чистота желтого цвета символизирует яркость, веселье, энергию и радость. В психологии Юнга желтый цвет символизирует интуицию.
Люди которых тянет к желтому, часто отличаются тонкой интуицией и способностью к предвиденью.
Желтый цвет оказывает освобождающий и расслабляющий эффект, а также усиливает сердцебиение и повышает давление. Помогает справиться с сезонной депрессией.
А вот тусклый жёлтый цвет будет выражать зависть, предательство, двуличие, сомнение, недоверие и безумие.
Взаимодействие желтого с другими цветами.
На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление лёгкого нежного тепла.
На чёрном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.
На розовом фоне приобретает зеленоватый оттенок и его лучезарность пропадает. Там, где правит чистая любовь (розовый цвет), там рассудку и познанию (жёлтый цвет) приходится туговато.
Когда жёлтый цвет наложен на оранжевый, то он производит впечатление очищенного светло-оранжевого тона. Оба цвета рядом напоминают о сиянии яркого утреннего солнца над полем зреющей пшеницы.
Если жёлтый цвет дан на зелёном фоне, то он сияет, затмевая зелёный, жёлтый выглядит здесь, словно в гостях у родных.
Жёлтый на средне-осветлённом синем сияет, но как чужой и потерянный. Различное поведение жёлтого отчётливо демонстрирует трудности, которые появляются при попытке в общих словах дать определение выразительного своеобразия того или иного цвета без учета непосредственного наблюдения за его конкретными проявлениями в различных ситуациях.
Слайд 12Оранжевый
Оранжевый цвет — смесь жёлтого с красным — расположен в фокусе
максимальной активной яркости.
В материальной сфере он обладает яркостью солнечного света, достигая в красно-оранжевом тоне максимума активной, тёплой энергии. В древности оранжевый считался цветом земной и небесной любви. Оранжевый тесно связан с урожаем и отлично стимулирует аппетит.
Исследования показали, что дети, которые любят рисовать оранжевым цветом, очень открыты и дружелюбны. У них сильно развита фантазия и воображение.
Если вы любите персиковые тона, то у вас прекрасный вкус, вы заботливы и нежны.
А если вы не любите оранжевый, то вы достаточно одиноки и предпочитаете интеллектуальные занятия.
В разбелённом виде он быстро теряет свой характер, а затемнённый чёрным цветом тускнеет и переходит сухой коричневый. Коричневые оттенки характеризуют силу и выносливость.
Если этот коричневый осветлить, то мы получим бежевые тона, создающие своим дружелюбием тёплую, благотворную атмосферу.
Слайд 13Красный
Красный цвет на цветовом круге не имеет ни желтоватого, ни синеватого
оттенка. Его мощную, неотразимую яркость нелегко затмить, но он чрезвычайно изменчив и легко принимает самые различные характеры.
Смысл красного-это страсть и пылкость, энергия и сила.
Самые древнейших ассоциации с красным –это кровь и огонь.
Красный цвет привлечения внимания, он считается вторым по силе цветом следом за черным.
Если красный цвет ваш любимый вы очень уверенный человек и обладаете огромной жаждой жизни. Вы прирожденный лидер, авантюрист и экстремал.
Если вы не любите красный, возможно вы утомлены или подавлены и вам нужно отдохнуть
Красно-оранжевый свет благотворно влияет на рост растений и усиливает деятельность органических функций.
В интерьере красный цвет усиливает аппетит, его хорошо использовать при оформлении ресторанов, отлично подойдет для оформления прихожих и туалетных комнат.
На оранжевом фоне красно-оранжевый кажется тлеющим, тёмным и безжизненным, словно засохшим.
Если мы углубим оранжевый цвет до тёмно-коричневого, то красный огонь вспыхнет в нём сухим жаром;
но только в контрасте с чёрным цветом красно-оранжевый развернёт свою высшую, непобедимую, демоническую страстность.
На зелёном он будет действовать как дерзкий, раздражённый агрессор, банальный и шумный.
На сине-зелёном фоне покажется разгоревшиеся огнём,
а на холодном красном — угасающим жаром, принуждающим холодный красный к сильному, активному сопротивлению.
Слайд 14Синий
Синий чистый цвет. Это цвет постоянства и истины. Это
цвет неба.
Если красный всегда активен, то синий всегда пассивен, если относиться к нему с точки зрения материального пространства. Синий цвет словно сжат и сосредоточен в себе, он интровертен.
И если красный подчинён крови, то синий подчинён нервам. Люди, которые в своих субъективных цветовых предпочтениях тяготеют к синим тонам, в большинстве отличаются бледным цветом лица и слабым кровообращением. Зато их нервная система выносливее. Они надежны, терпеливы и спокойны.
Созерцание синего дает душе ощущение мира и покоя.
Синий цвет обладает мощью, подобной силам природы зимой, когда всё, скрытое в темноте и тишине, копит энергию для зарождения и роста. Синий всегда производит впечатление тени, а в зените своего великолепия стремится к темноте.
Синий привлекает нас трепетностью веры в бесконечную духовность. Для нас синий цвет — символ веры, как для китайцев он — символ бессмертия.
Если синий цвет дан на жёлтом, то он кажется очень тёмным и потерявшим свою яркость. Когда синий цвет осветлён до светлоты жёлтого цвета, он излучает холодный свет. Его прозрачность превращает жёлтый в плотный материальный тон.
Синий на чёрном фоне светится в полной своей чистоте и силе.
На тёмно-коричневом (тускло-оранжевом) синий возбуждается до сильной вибрации, а рядом с коричневым цветом, как симультанном к нему, он обретает живую силу, а считавшийся «мёртвым» коричневый начинает праздновать своё воскрешение.
На красно-оранжевом фоне синий сохраняет свою тёмную силу, которая находит себе выход в ярком излучении. Здесь синий цвет утверждает и оправдывает себя в своей странной нереальности.
Слайд 15Зеленый
Зелёный — это цвет растительного мира. Плодородие и удовлетворённость, покой и
надежда определяют выразительные достоинства зелёного цвета, в котором соединяются познание и вера.
Если сияющий зелёный затемняется серым цветом, то у зрителя легко возникает чувство ленивой вялости.
Если зелёный принимает жёлтые оттенки, приближаясь к жёлто-зелёному цвету, то это создаёт впечатление юных весенних сил природы. Весеннее утро или утро раннего лета без жёлто-зелёного цвета, без надежды и радостного ожидания летних плодов немыслимо.
Жёлто-зелёный может быть активизирован до своего предела путём добавления оранжевого цвета, хотя в этом случае он легко приобретает грубый, вульгарный характер.
Если зелёный принимает синий оттенок, то это приводит к увеличению его духовной значимости. Сине-зелёный цвет в противоположность к зелёному и синему производит впечатление сильной холодной агрессивности.
Люди которые любят зеленый обладают высокими моральными принципами, и хорошим интеллектом, они ответственные, уравновешенные, не склонны рисковать и очень любят поесть
Зеленый цвет умиротворяет и отлично поднимает настроение.
Кстати зеленый это не только цвет природы, но и цвет денег, этот цвет хорошо подходит для офисов, банков и кабинетов, светло-зеленый идеально подходит для спален.
Слайд 16Фиолетовый
Фиолетовый цвет самый загадочный. Многие даже путаются в определении оттенков фиолетового.
В качестве антипода жёлтого цвета — цвета познания — фиолетовый является цветом бессознательного и таинственного, то угрожающего, то ободряющего, но всегда впечатляющего.
В зависимости от соседних контрастирующих тонов он нередко может вызвать у зрителя даже гнетущее настроение.
Это цвет бессознательного благочестия, который в затемнённом или более тусклом виде становится цветом тёмного суеверия. Из тёмно-фиолетового как бы прорываются таящиеся в нём катастрофы. Но как только он осветлён, когда свет и познание озаряют его суровое благочестие, то мы начинаем восхищаться его прекрасными нежными тонами.
Синеватые оттенки фиолетового обладают успокаивающим свойством, но чем больше становится красного, тем больше возрастает динамики и энергетики в этом цвете, который немедленно привлекает внимание.
Цветотерапевты утверждают,что фиолетовый свет эффективно лечит кашель, снижает кровяное давление.
В интерьере используют в основном лавандовые оттенки для детских и спален.
Люди которым нравится фиолетовый цвет обладают загадочностью и внутренней интригой. У них сильно развито творческое начало и они восприимчивы к духовным идеям. Его часто любят художники.Эти люди щедры по натуре, обаятельны, но очень скрытны.
Слайд 17Выводы
Чем больше мы будем размышлять о психологической и эмоциональной выразительности цвета,
тем более таинственным он будет нам казаться. Изменчивыми, с одной стороны, являются проявления самого цвета, а с другой, и наши субъективные способности переживать цвет.
Каждый цвет может изменяться в пяти аспектах:
— в характере цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый опенок;
— в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий — голубым, синим и тёмно-синим;
— в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным — оранжевым цветом;
— в количественном отношении или в распространении цвета, когда, к примеру, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или на полотне много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же на полотне столько же жёлтого, сколько и зелёного;
— в результате возникновения симультанных контрастных воздействий.
Впечатления и душевные переживания художника могут быть очень интенсивны и велики, но если с самого начала работы над произведением он не выберет из всей цветовой совокупности мира цвета основной, нужной для него группы, то конечный результат может оказаться сомнительным. Поэтому подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.