Выполнила: Верещагина Ольга Владимировна
Преподаватель: Парусимова Наталья Петровна
Тема: « Символика языческих образов в ремесленнической культуре»
Учебная дисциплина « Мировая художественная культура»
Экзаменационная работа
КГОУ СПО Бийский педагогический колледж
специальность 050603 « Изобразительное искусство и черчение»
Слайд 2История понятия « культура».
Понятие
«культура» - общенаучная категория, имеющая длинную историю и отражающая достаточно сложную реальность.
Постичь и определить культуру люди пытались издавна. Уже в древнейшем из языков – санскрите – имеется соответствующее понятие, смысл которого «просвещение». В латыни « культура» - более многозначное слово. Оно означает и « воспитание, образование, развитие» , и « почитание», и «возделывание»., можно сказать, что для древнейшего сознания культура – это прежде всего однонаправленный процесс передачи и воспроизводства знаний, нравственных установок, смыслов, опыта от одного поколения к другому, являющейся глобальным условием жизни человека в обществе.
Разнообразные культуроведческие науки и концепции сходятся в следующем:
* культура отличает человека от других существ;
* через культуру происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества;
* культура позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки.
Слайд 3Орнамент – часть духовно – материальной культуры.
Неотъемлемой частью художественной культуры являются народное и декоративно – прикладное искусство, так как произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации. Миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют его историческую память.
Выразительным средством декоративно – прикладного искусства является древний орнамент, заключающий в себе информацию закодированную знаками и позволяющий человеку познать самого себя и окружающий мир внести ритмичность и упорядоченность в нашу повседневную жизнь.
Таким образом, орнамент – это отработанная, сложившаяся, продуманная система взглядов человека на окружающий мир, основывающаяся на его мировоззрении, культуре, религии, нравственности, выраженная в символических знаках, формах, элементах.
Слайд 4Композиция и идея
Композиция в
русском народном искусстве одновременно и художественная истина, и художественная азбука. Ею обусловлены эстетическая выразительность и художественная целостность изделия. Она выступает особым инструментом, с помощью которого достигается полноценный художественный синтез, создается законченный художественный образ.
Композиционная целостность в русском народном искусстве заключается в широте эстетического восприятия и чувствования Природы и Мира. Центральными темами остаются Образ Единой Вселенной, Природы, Мира, Матери. Структура первичных понятий и мифов творения выражается конструкцией и фактурой символико – изобразительного метода.
Г. В. Плеханов в работе «Письма без адреса» в разделе «происхождение искусства» писал, что главным источником искусства являются идеи, лежащие в основе того или иного явления или смысла. Ожерелье молодого воина из зубов повергнутого зверя олицетворяет идею силы. Изображение рыб и животных служит удачному исходу рыболовства и охоты.
В русском народном искусстве можно увидеть символику идей, имеющих определенное значение на разных ступенях мировоззрения, начиная с эпохи охоты и земледелия.
Слайд 5Структурно – знаковые элементы композиции
Следующее
схожее с символом, но все же отличающиеся понятие – знак. Это материальный чувственно воспринимаемый предмет ( явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различаются знаки языковые и неязыковые, последние делятся на знаки – копии, знаки – признаки и знаки – символы. Представление, возникшее в создании благодаря знаку, есть знание знака; представление, слившееся со своим значением в некоторое внутреннее единство, есть символ. Важнейшие знаки для человека – явления.
Древа жизни с птицами, дерева с всадниками, женщины с поднятыми руками, с птицами, с всадниками составляет ряд дохристианских образов в народном искусстве. Важнейшими в семантике древними изображениями, значения которых связывались с магическим смыслом, считаются ромб, крест, розетка, а также композиции на их основе.
Ромб.
Ромб исследователи относят к эпохе охоты. Он приобрел магическое содержание, соединившись с идеей благополучной охоты, блага для племени, и позднее, в эпоху земледелия, трансформировался в знак плодородия: поле, засеянное поле.
Слайд 7
Крест
Вероятность того, что крест мог быть выделен из композиционной структуры ромба
в период появления земледелия очень высока. Вместе с тем близкой кресту является и солярная символика. Крест контаминируется с именем Христа. Этимологическая близость слов «христианство» и «крестьянство» также составляют емкий образный уровень связи.
Крест выступает своего рода связью моноистического мировоззрения и пашенного земледепия, как прогрессивного способа производства в конце I тысячилетия. Он в отличие от солярной символики розеток обладает большей концентрированностью визуальных оптических эффектов.
Слайд 8
Круг, розетка.
Соотнесенность круга с солярной символикой общеизвестна. Солнце, гром, молния, луна
– наиболее распространенные изображения небесных явлений природы, имеющие общемировое значение. Композиции с розеткой в центре и четырьмя розетками по ее углам или окружности трактуются как пространство со сторонами света, как движение небесных светил, как годовое вращение солнца и предшествуют годовому календарю. Розетки, расположенные на вертикальной оси, принимают значения миров, уровни которых включаются в себя, три горизонтальных ряда, соответствующих подземному, земному и надземному.
Слайд 9Лев.
Пришедший из греко – византийской традиции, после принятия христианства более
поздний знак. Он занял место оберега, разместившись на входных дверях, конских дугах, ставнях окон, филенчатых дверцах кухонных шкафов и перегородок. Наивны и трогательны личины льва. Отсутствие традиции его изображения давало простор фантазии, после чего нереальное соединилось с реальным, образуя особые декоративные решения, в которых персонажи полны внутреннего достоинства, торжественной приподнятости, а в ряде случаев – особой камерности, даже трепетности.
Слайд 10
О
Мировая Гора.
Треугольная равнобедренная фигура, один из углов которой направлен вверх,
довольно часто встречается в резных и расписных композициях. Устойчиво в таких композициях присутствие двух птиц. На вершине горы можно видеть солярный или ромбический символ, крест, растительный мотив или их сочетание. В общей сложности треугольная фигура встречается в 30% всех декорированных изделий из дерева, что позволяет заключить о ее важном и универсальном значении. Одним их самых ранних изделий, можно считать металлическую прорезную фибулу ( застежку для одежды), покрытую эмалью.
Слайд 11Конь.
Уникальное значение коня в русском народном искусстве подтверждается его обширной распространенностью
и необычной разнообразной пластической трактовкой. Смысловые нагрузки образа коня удивительно емки, а художественное воплощение необычно красиво. Композиция помещена на внутренней стороне прялки. Пластическая цельность достигается тем, что окончание лопаски выполнено в виде солнца подземного мира. Образ коня можно встретить на городецких донцах или вологодских дугах.
Слайд 12Птица.
Птица является фигурантом – демиугром, персонажем мифологического акта Творения Мира. Она
ныряет на дно мирового океана и приносит в клюве кусочек земли, из которого создается Твердь. С другой стороны, птица относится к древним культам родового славянского общества.
Может быть, поэтому греко – византийская изобразительная традиция, в образе птицы счастья, пришлась русским по душе. В русском фольклоре птицу связывают с душой. Как самостоятельное изображение птица встречается в тиснении по бересте и росписях вологодских бураков, конских дуга, резных пряничных досках, донцах прялок.
Слайд 13Изображение змеи.
Из хтонических существ, занимающих подземный, нижний уровень космогонической модели, являющихся
его своеобразными охранителями, в русском народном искусстве распространены изображения змеи. Композиция, когда змеи охватывают все три мира, редка в русском искусстве. Как элемент композиции, изображение змеи передает упругость декоративной формы, содержит эффекты графической сжатости, напряжения.
Слайд 14Древо жизни
Вокруг Земли, считали славяне подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены
девять разных небес и что на любое небо можно попасть, взобравщись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес.
Слайд 15 Символика в ремесленнической культуре
1. Священный знак Солнца с вариантами
распространенных изображений.
2. Русские ковши с изображением Солнца, коней и водоплавающих птиц.
3. «Коньки». Священные изображения у печей в русских избах.
Слайд 16Символика в ремесленнической культуре
Знак засеянного поля:
1 – на средневековой церковной
вышивке,
2 – на женской статуэтке,
3 – в античной росписи,
4 – на алтарике для первых плодов,
5 – на русской деревянной солонке
Слайд 17Список литературы:
Композиция в русском народном искусстве.(В.Б. Кошаев)
Мы – славяне! (Мария Семенова)