Слайд 1Русская женская одежда.
(для 5 класса)
Учитель изобразительного искусства ГОКУ
«Санаторная школа-интернат №4»
г.Усолье-Сибирское Кобылкина Г.В.
Слайд 2И так, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет
поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Все те же сарафаны надевались,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили.
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
Слайд 3Основой костюма была рубаха.
Нательные (исподние) женские рубахи выкраивались из прямых
полотнищ, без клиньев. Поверх них уже надевались сорочки или «красные» рубахи, то есть красивые, праздничные, шитые уже из шелковых «заморских» тканей или тонкой бумажной ткани – узорной или в полоску. Рукава были длиной в несколько аршин и собирались во множество складок, удерживаемых около запястья «обручьем». На запястьях рукава обильно украшались вышивкой.
Слайд 4Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели
верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными
Слайд 5Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без
рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
Слайд 7 Девушки, достигшие возраста невест, получали право носить поневу.
Слайд 8Понёва — юбка, набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и
прошедшие инициацию. Был такой обряд – одевание понёвы, который говорил о том, что девушка уже могла быть просватанной. Выйдя замуж – женщина надевала и носила понёву до самой смерти. Менялись только сами понёвы. Но каждой поневе свой день, праздник и место.
Слайд 9Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и
имевшего на сгибе отверстие для головы. Названия передников отмечаются в письменности с XVII в., более древние свидетельства касаются лишь слова передовик. Большая часть наименований возникла на русской почве. Значение 'передник' сочетается со значениями 'завеса, занавес', 'разновидность одежды; деталь одежды', 'пояс'.
Слайд 10
ТЕЛОГРЕЯ, -и, ж. Старинная русская женская распашная верхняя одежда, длинная, обычно
с откидными рукавами. Шелковая на меховой подкладке.
Основное название теплой верхней одежды – телогрея. Телогреи мало отличались от роспашниц, иногда их носили и мужчины.
Слайд 11Шушпан — холщовый кафтан, теплая кофта с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый
гарусом.
Слайд 12Особенное место в национальном костюме занимал головной убор.
Слайд 13В старые времена головные уборы одевались не только для защиты женщин
от посторонних лиц, но и для повышения важности и красоты, так как люди в те времена считали, что нормальный обмен веществ и чистота кожи женщин зависит от защиты головы.
Слайд 14 Головные уборы девушек отличались от головных уборов женщин.
Слайд 15Особой красотой девушки считалась коса.
Слайд 16Зимой женщины носили головные уборы на меху.
Слайд 17Русский народный костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX
в., является памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи.
Слайд 18 Возникший как рукотворный предмет утилитарного назначения, выражающий эстетические чувства человека,
народный костюм одновременно представляет художественный образ, содержательная ценность которого тесно связана с его функциями.