Слайд 1
Роль декоративного искусства в жизни Древнего общества
(Древний Египет)
Слайд 2
Цивилизация Древнего Еги́пета (от др.-греч. Αἴγυπτος/Айгю́птос и лат. Aegyptus/Эги́птус) справедливо считается одной
из самых загадочных и притягательных в истории мировой культуры. Уникальность Египта, прежде всего в его долговечности. Ни одна страна, ни одна культура, ни до, ни после не существовали такое продолжительное время – более четырех тысячелетий.
Слайд 3
Религия и мифология
В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а
было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая.
Религия Египта прошла за 3000 лет длительный путь развития от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления. В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия — фараон Эхнатон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца Затона.
В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.
Слайд 4Ра (др. греч. Ρα; лат. Ra) — древнеегипетский бог Солнца, верховное божество древних
египтян. Его имя означает «Солнце».
Амо́н (Амен, Амун, Имен) — древнеегипетский бог Солнца, царь богов (nsw nTrw) и покровитель власти фараонов.
Оси́рис (Ози́рис) (егип. wsjr, др.-греч.Ὄσιρις, лат. Osiris) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.
Слайд 5Сет (Сетх, Сутех, Сута,Сети егип. Stẖ) — в древнеегипетской мифологии бог ярости,
песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти.
Ану́бис (греч.), Инпу (др. егип.) — божество Древнего Египта (др. егип.) — божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир.
Слайд 6Архитектура
Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из
«семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид (на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).
Слайд 8Изобразительное искусство
На протяжении более 3500 лет художники придерживались форм и канонов,
которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и жёлтая охра), медные руды (синий и зелёный), сажа или древесный уголь (чёрный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости.
Слайд 9Скульптура Древнего Египта — одна из-за наиболее самобытных и строго канонически разработанных
областей искусства Древнего Египта.
Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).
Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны лежать на коленях или на груди, с плетью и скипетром. Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая. Лица изображались без эмоций: губы плотно сжаты, подбородок выдвинут вперед, глаза смотрят на горизонт, с такой статуей нельзя "встретиться взглядом".
Слайд 10Одежда
В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была драпированная одежда. В
эпоху Древнего царства (3000 — 2400 гг. до н. э.) единственной одеждой мужчин была набедренная повязка — схенти, представлявшая собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом. Вместе со схенти носили узкий передник из более плотной ткани или кожи, треугольный или овальный по форме. Никакой другой одежды даже цари долгое время не употребляли. Жрецы при совершении священных обрядов набрасывали на плечи шкуру леопарда. У египетских женщин древнейшей одеждой был калазирис — своеобразный узкий сарафан, плотно облегавший тело. Он держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой. Эту одежду носили женщины всех слоёв общества, только крестьянки для удобства движений делали на своих калазирисах разрезы по бокам.
Слайд 11Украшения
Для изготовления ювелирных изделий применяли золото. Египетские мастера умели придавать золоту
разнообразные оттенки — от белого до зелёного. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром из него изготовляли повседневные предметы. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Использовали камни, окрашенные в яркие и чистые тона — сердолик, лазурит, сардоникс, малахит, бирюза. Самыми распространёнными из всех видов украшений были ожерелья ускх — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце в форме разомкнутого круга, с завязками на спине. Браслеты могли быть — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Носили кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов и серьги.
Слайд 12Древнеегипетская символика
Древнеегипетские украшения служили одновременно и амулетами, призванными защищать от
болезней и дурного глаза, отгонять злых духов. Самой большой магической силой, как считалось, обладали «око Гора» (символ солнечного божества), «анх» — крест с петлёй наверху, обозначавший жизнь, а также фигурка жука-скарабея (символ воскрешения, мира и солнца). Лотос олицетворяет собой красоту бессмертие, вечную жизнь.
Скарабей – бог утреннего солнца Анх — крест с петлёй наверху
Шар – солнечный диск
Глаз – «она-уаджет» – защищал от любой беды
Слайд 13Великолепная пектораль – нагрудное украшение, которое клали на грудь умершему фараону,
изображает крылатого скарабея поддерживающего ладью Луны, на ней фараон среди богов. Завершает сложный орнамент узор цветов лотоса, кобр–защитниц. Пектораль выражала идею могущества и бессмертия фараона.
Слайд 16Ремесла Древнего Египта
В городах древнего Египта процветали ремесла. Искусные мастера -гончары,
камнетесы, резчики, литейщики, ткачи, ювелиры - создавали произведения декоративного искусства, поражающие непревзойденной тонкостью работы, высоким художественным мастерством.
Слайд 17Декоративно-прикладное искусство
В основе декоративно-прикладного искусства лежит функциональность, красота приходит вслед за
ней, а всякий мастер декоративно-прикладного искусства прежде всего ремесленник. Однако и среди этих ремесленников во все времена существовали мастера, обладавшие огромным талантом и чувством прекрасного.
Слайд 18Декоративно-прикладное искусство
Слайд 19Выводы
Искусство Древнего Египта было создано народом, который был
творцом одной из древнейших культур человечества. Это искусство было наиболее передовым и совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока.
Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистичностью скульптурный портрет и прекрасные изделия художественного ремесла.
В египетском искусстве изумляет терпение мастеров и совершенство технических средств с помощью которых художники создавали свои самобытные, утонченные произведения искусства.
Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей. Декор был средством идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни.
Слайд 20Выполнить эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства: подвески, солнечного
ожерелья, нагрудного украшения – пекторали, браслета. Продумай форму и укрась предмет. Используй характерные знаки-символы, выстраивая их в орнамент или причудливый узор. Постарайся передать характерное для декоративного искусства Египта сочетание цветов.
Творческое задание
Слайд 21Основная литература
Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно – прикладное искусство в
жизни человека».
П.П. Гнедич «История Искусств».
Н.А. Виноградова «История Древнего мира».
Т. Вайранд «Молодежи об искусстве».
Дополнительная литература
Слайд 22К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные ответы необходимо отметить
(подчеркнуть). За каждый правильный ответ Вы получите по одному баллу. Максимальная сумма баллов составляет 7 баллов. Сумма набранных баллов от 4 до 7 - соответствует зачету.
Как называется узкое платье на лямках, которое носили египтянки?
а) клафт б) сарафан в) калазирис
2) Символ бессмертия это:
а) лотос б) скарабей в) око – уаджет
3) Знаки отличия власти фараона:
а) тиара б) корона в) трехвостый бич
4) Шкуру леопарда носили:
а) фараоны б) жрецы в) солдаты
5) Погребальные сооружения египтян:
а) мавзолей б) пирамида в) могила
6) Как называется непрозрачное стекло, изобретенное египтянами ? а) смальта б) лазурит в) янтарь
Выполнить тестовые задания по теме:
«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»
7) Иероглиф в виде этого цветка означал у египтян радость, удовольствие. Что это за цветок?
а) роза б) кувшинка в) лотос
Ключи к тестам:
1) в
а
а, б
4) б
5) б
6) а
7) в