Слайд 1
Проектная деятельность
на уроках изобразительного искусства как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС
Подготовила:
Шамшутдинова Наталья Федоровна,
учитель изобразительного искусства
МОБУ СОШ № 2 г.о. Рошаль
Московской области
Слайд 2 Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю.
Я знаю, где и как я могу это применить.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования: выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию.
Слайд 4 Проектная деятельность способствует формированию ключевых
компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Проектная деятельность - это приобретение новых знаний, умений на основе работы обучающегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта.
Каждая часть проектной работы обучающихся оценивается педагогом: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамика проектно – исследовательских умений.
На уроках изобразительного искусства обучающиеся выполняют прикладные и исследовательские проекты.
Прикладные проекты включают в себя результат деятельности, структуру, оформление результатов проектной деятельности, «конечный продукт», презентацию полученных результатов и возможные способы их внедрения в практику, внешнюю оценку проекта.
Слайд 6 Под исследовательским
проектом подразумевается деятельность обучающихся по решению творческой, исследовательской проблемы с заранее не известным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
Выявление и постановка проблемы исследования;
Формулировка гипотезы;
Планирование и разработка исследовательских действий;
Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез, обобщение;
Сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений, их проверка;
Подготовка и написание сообщения;
Выступление с подготовленным сообщением;
Построение выводов, заключений.
Слайд 7Примеры
проектной деятельности
на уроках
изобразительного искусства
Слайд 8
Участники: обучающиеся 5 класса.
I четверть. Тема:
«Древние корни народного искусства».
Тема 2-х уроков: «Народный праздничный костюм».
Проект по теме: «Народная одежда – образ мира».
Продолжительность: 1 неделя.
Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации об истории
русского костюма; разработка эскиза русского костюма.
Источник знаний: видеофильмы, книги, информация родителей, людей пожилого возраста (дедушек, бабушек, родственников, соседей).
Продукт: эскиз женской и мужской одежды для людей молодого и пожилого возраста.
Вопросы:
1) Что надевали на Руси?
2) Где в старину брали одежду?
3) Что обозначают рисунки на одежде?
1 урок: просмотр книг-сказок (сказка «Снегурочка»); исследовательская работа в кругу семьи, родственников; посещение библиотеки.
2 урок: разработка и оформление эскизов русского костюма, представляющих собой одежду незамужних (неженатых), а также замужних (женатых) людей.
Слайд 10 III четверть. Тема: «Декор – человек, общество, время».
Тема 2-х уроков: «Декоративное искусство Древней Греции. Эскиз-импровизация «Древнегреческая ваза».
Проект по теме: «Мифы Древней Греции».
Продолжительность: 2 урока.
Цель: развитие навыка обучающихся по сбору информации о мифологических сюжетах Древней Греции;
создание рисунка на тему «Древнегреческая ваза».
Продукт: создание рисунка на мифологический сюжет в чернофигурном стиле.
обучающиеся 6 класса.
IV четверть. Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве».
Тема: «Жанры в изобразительном искусстве».
Проект по теме: «Я считаю лучшим художником пейзажиста …».
Предварительное анкетирование на тему: «Он мне ближе всего из художников».
Продолжительность: 30 минут.
Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о русских художниках-пейзажистах; создание презентации на тему «Мой любимый художник".
Продукт: презентации поисковых групп на тему «Мой любимый художник».
Темы:
1) Творчество И.И. Шишкина.
2) Творчество Ф.А. Васильева.
3) Творчество И.И. Левитана.
Слайд 13 Участники: обучающиеся 7 класса.
IV
четверть. Тема: «Реальность жизни и художественный образ».
Тема: «Искусство иллюстрации. Слово и изображение».
Проект по теме: «Оформление книги».
Цель: развитие навыка обучающихся по сбору информации о книгах; создание книги на тему «Книги – наши лучшие друзья!».
Продолжительность проекта: 3 урока.
Продукт: создание книги на тему «Книги – наши лучшие друзья!».
Слайд 15 Проектная деятельность на уроках
изобразительного искусства имеет огромное значение для нравственного и эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются детьми.
Работа над проектом распределяет всё по «полочкам» в голове ученика, убирает хаос и смутные представления об объекте исследования, даёт обучающемуся полную свободу мысли, идей, творческого воображения и самостоятельность.
деятельность на уроках изобразительного искусства позволяет повысить эффективность обучения, отойти от авторитарности, всегда ориентирована на самостоятельную работу обучающихся. С помощью этой деятельности обучающиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Кроме того, она предусматривает самостоятельную деятельность обучающихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения. Ученики вместе познают мир, в котором живут, интеллектуально развиваются, максимально раскрывают свои творческие способности и учатся применять их в жизни, даже в своей будущей профессии.
Слайд 17
Современный человек
многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках изобразительного искусства.