Слайд 1От «большого» кинофильма к твоему видео этюду
Слайд 2Большой сложный игровой фильм говорит на языке кинослов и кинофраз. Последовательное
осмысленное соединение кинослов в кинофразу называется монтаж. Монтаж — это творческий процесс, в котором путём отбора и сочетания снятого материала выявляется авторский замысел и рождается неповторимый экранный образ. Монтаж — язык киноискусства.
Слайд 3Одни и те же планы могут менять образный смысл кинофразы в
зависимости от их сочетания с другими планами. (так называемый эффект Кулешова). «Не буду есть кашу!!!» «Ты чего дразнишься?!»
Слайд 4Термины кадр и план сложились в эпоху, когда кадр понимался как
единичная картинка на киноплёнке, а план характеризовал крупность изображения объекта на экране – общий, средний, крупный.
Слайд 5Сегодня же они имеют один монтажный смысл, как наименьшие элементы кинотекста.
План (наряду с кадром) обозначает длину киноплёнки между двумя монтажными склейками или непрерывное действие, запечатлённое между пуском и остановкой кинокамеры. Перед вами кинофраза, смонтированная из четырёх планов. Современная аппаратура позволяет снять все эти четыре картинки одним планом, т. е. переходы от одной крупности к другой или от одного объекта к другому происходят без остановки камеры и получили название «внутрикадровый монтаж»
Слайд 6Режиссёр Александр Сокуров одним планом, не выключая камеры, снял полуторачасовой фильм
«Русский ковчег».
Слайд 7Видеозарисовка начинается с замысла, который выражается прежде всего словами в текстовой
записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария с чего и начинается фильм. Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма. Простейшая сценарная форма — покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма, выстраивает киномысль и превращает случайную съёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели — в творчество.
Слайд 8На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку. Сперва
— сценарная запись видеозарисовки: «Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» — и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются». На основе сценарной записи строится кадроплан: - Общий план. Двор. Девочки балуются с поливным шлангом. - Средний план. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками. - От среднего до крупного. Девочка со шлангом. - Крупный план. Лицо смеющейся девочки.
Слайд 9Любой фильм представляет собой рассказ, определяющий монтажно-изобразительное построение фильма, состоящий из
кинослов и кинофраз. Кинослово – это изображение объекта практически на одном плане и без монтажных соединений.
Слайд 10Вы видите снятую и смонтированную кинофразу «В жаркий день», которая сперва
была в виде кадроплана и раскадровки Кинофраза – это соединение объект плюс действие. В практике кинофраза — монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.
Слайд 11Режиссура — это воплощение замысла фильма. Если, будучи «сценаристом», вам надо
было ответить прежде всего на вопрос про что и зачем снимать, то, становясь режиссёром, надо вдобавок к этому ответить на вопрос, как снимать. Место действия, хронометраж, или длина плана, определение, как и откуда будет снимать камера, какое будет освещение и какой текст или звук будет сопровождать изображение, лягут в основу режиссёрского сценария.
Слайд 12Покадровое представление режиссёра о будущем фильме — основа выражения замысла, прообраз
того, что мы увидим на экране. Основная задача режиссёра — выстраивание действия в кадре. Он отвечает за то, как и куда движутся на экране поезда, что делают и как разговаривают люди, потому что из этих крупиц складывается общий смысл и содержание фильма.
Слайд 13То, что мы видим на видеоэкране, — результат сценарно-режиссёрской и операторско-художнической
работы. Признавая значение этих составных киноискусства, выделим всё-таки роль оператора. Можно сказать, что мы видим мир на экране его глазами. Искусство видеть — основа операторского мастерства. Неповторимость взгляда, дар выбора из множества единственного и составляют искусство видения оператора.
Слайд 14Больше чем какая-либо другая творческая профессия, профессия оператора связана с технологией.
Художественные достоинства снятого материала в первую очередь зависят от качества операторской работы. Панорама
Слайд 15Отъезд (от крупного плана к общему) Наезд (от общего плана к
крупному) Грамота съёмки начинается с умения пользоваться штативом, держать камеру не дрожащими руками, плавно переключать трансфокатор, без рывков осуществлять движение камеры при наезде, отъезде и панорамировании.
Слайд 16Очень важно учиться снимать монтажно. Начиная съёмку, надо предположительно знать, на
чём может оканчиваться план, уметь «ставить точку» так, чтобы этот план мог быть зрительно грамотно вмонтирован в логическую цепочку киноповествования. Фрагменты фильма «Война и мир» (режиссёр Сергей Бондарчук)
Слайд 17Культура съёмки требует от оператора, помимо чувства времени, умения «держать» перспективу
развития сюжета. Ведь снятый план не существует сам по себе. Он всегда живёт в сопоставлении с предыдущими и последующими планами, составляющими кинофразу, а в итоге весь кинотекст фильма.
Слайд 18Кроме умения владеть техническими приёмами, у оператора всегда остаются творческие задачи:
выбор точки, с которой ведётся съёмка, выбор ракурса, крупности плана, характера освещения и хронометража плана.
Слайд 19Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ, повествование. Первое знакомство
с «рассказом в картинках» обычно происходит ещё в детстве, когда вы смотрите комикс. Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, – предтеча кинораскадровки.