Презентация, доклад по ИЗО на тему Осетинский народный орнамент

Если вы не будете знать свои корни, своих предков, то вы засохните, как перекати поле и вас понесёт в неизведанную даль, развевая по ветру ваши семена, без племени, без роду…

Слайд 1 ОСЕТИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ

ОСЕТИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ

Слайд 2Если вы не будете знать свои корни, своих предков, то вы

засохните, как перекати поле и вас понесёт в неизведанную даль, развевая по ветру ваши семена, без племени, без роду…
Если вы не будете знать свои корни, своих предков, то вы засохните, как перекати поле и вас

Слайд 3 Приступая к исследованию осетинского орнамента, удивительного по красоте

и символической глубине, стоит прислушаться к высказыванию В.И. Абаева по поводу судьбы осетинского эпоса:
«За прошедшие тысячелетия многое было забыто и утеряно, и то, что осетинский народ сохранил до наших дней, есть не более как руины и фрагменты.
Но если даже эти руины поражают своей монументальностью и мощью, то можно представить, какое богатство эпического духа и эпического творчества находилось у истоков нартовской эпопеи – в скифо-сарматском мире»
Орнамент различных видов декоративного искусства осетин глубоко самобытен и существенно отличается от орнаментального искусства других народов. Истоки осетинского орнамента идут от древних культур – Кобанской, Скифо-Сарматской и Аланской.

Приступая к исследованию осетинского орнамента, удивительного по красоте и символической глубине, стоит прислушаться к

Слайд 4 Геометрический орнамент, как правило, составляют различные абстрактные формы-точки,

прямые, ломанные, а также круги, ромбы, звезды, многогранники, кресты, спирали.
Каждая из этих фигур символизирует определенные понятия: ромб-плодородие;
круг-солнце, бесконечность мира;
треугольник- земное плодородие, обеспеченность, преемственность; в кресте свастике с загнутыми концами –отражался геометрический символ вечного движения солнца сопоставляемый с всадником или конем, а также с веером птичьих голов.
Направление движения солнечных лучей разниться в брачной и погребальной орнаментике, оставаясь при этом очистительной силой.
Растительный орнамент стилизует листья, цветы, плоды…
В традиционной культуре осетин растительный орнамент используется для украшения спинок деревянных кресел с трехфазным изображением солярного символа – креста, свастики, круга.

Геометрический орнамент, как правило, составляют различные абстрактные формы-точки, прямые, ломанные, а также круги, ромбы,

Слайд 5 Зооморфный, или животный орнамент – это стилизация

фигур, реальных или фантастических животных. Это всевозможные рогообразные завитки ,изображения змей, орлов, грифон.
Одним из любимых культовых животных является баран.
Будучи жертвенным животным , он олицетворяет собой созидательные силы подателя небесных благ, символ плодородия, но уже мужского начала .
Птица в осетинском орнаменте символизировала свет , тепло, весеннее пробуждение, сулила урожай и богатство.
Являясь посредником между небом и землей, птица остается важнейшим атрибутом Богини -матери, антропоморфный образ которой заменяется Древом-символом жизни.
К земной зоне, к ее порождающим силам относятся и образы земноводных (змей, лягушек). Представляя собой нижний мир, преисподнюю, они в тоже время воплощают образ Матери-земли, ее энергию.

Изображение Богини-матери в традиционном осетинском орнамент

Зооморфный, или животный орнамент – это стилизация фигур, реальных или фантастических животных. Это

Слайд 6Древо жизни, в аланском-осетинском орнаменте.
В орнаментальное Мировое древо часто вводились образы

птиц и головки змей и драконов, а иногда оно изображалось в виде оленьих или бараньих(турьих) рогов.
Орнаментальная символика Мирового древа вобрала в себе магико – заклинательную, очистительную и охранительную схематику.
В его основе лежал культ плодородия, почитания женского плодоносящего начала. Мировая конструкция несла в себе образцы солнца, воды, освященных животных.
Древо жизни, в аланском-осетинском орнаменте.В орнаментальное Мировое древо часто вводились образы птиц и головки змей и драконов,

Слайд 7 Самые первые орнаментальные узоры и мотивы, обнаруженные на территории

Осетии, относятся к середине II тыс. до н.э. Они просты по форме – выполнены в виде вдавленных точек, нарезанных параллельных и зигзагообразных линий, штрихов, кружков и спиралей, нанесенных на стенки глиняных сосудов.
Более усложненные мотивы орнамента встречаются на памятниках так называемой кобанской культуры, которая бытовала в районах Центрального Кавказа. Кобанской она названа по названию осетинского села Кобан, где в 1869 году были случайно обнаружены великолепные бронзовые предметы.
Самые первые орнаментальные узоры и мотивы, обнаруженные на территории Осетии, относятся к середине II тыс.

Слайд 8 Изделия кобанских мастеров отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким

качеством выделки и бесспорно имеют художественные достоинства. Из бронзы отливались и различные сосуды, керамика часто украшалась геометрическими узорами.
Изделия кобанских мастеров отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким качеством выделки и бесспорно имеют художественные

Слайд 9 Образный язык аланского орнамента берёт своё начало в

скифо-сарматском искусстве. Выполняя декоративную задачу, он в то же время служил обозначением социального и половозрастного положения, родоплеменной особенности, был оберегом и выражал духовную систему народного мировоззрения
Такими устойчивыми элементами аланского орнамента являются
образы Богини – матери; барса; Древа в окружение птиц, рогатых животных;
всадника, а также богатая солярная орнаментация.
Образный язык аланского орнамента берёт своё начало в скифо-сарматском искусстве. Выполняя декоративную задачу, он

Слайд 10 Пряжки и наконечники пояса, найденные у села Брут.
Пояс

был важной часть снаряжения аланского воина:
к нему подвешивалось оружие.
Пояс имел не только утилитарное значение, но и указывал на социальный статус владельца.
Юноша мог носить пояс только после посвящения в воины.

Украшение знатной аланской женщины

Пряжки и наконечники пояса, найденные у села Брут. Пояс был важной часть снаряжения аланского воина:

Слайд 11 Большинство традиционных орнаментов пережили традиционную культуру своего

народа, сохранив ее голоса. Именно таковым является традиционный осетинский орнамент, архаические сюжеты которого прошли свой путь развития, отображаясь особой, образной пластикой передающей своему зрителю разнообразные мировоззренческие коды древнего традиционного социума.
Осетинские женщины отличались высочайшим мастерством и вкусом в изготовлении золотого шитья, которым украшались как праздничные платья,
так и мелкие вещи – кисеты, коробочки, мешочки для рукоделия, футляры, кошельки, плетенные из золотых ниток шнуры для часов и пистолетов.
Вышивали главным образом золотыми, серебряными, шелковыми
(реже – шерстяными) нитками.
В вышивке применялись: канитель двух цветов – золотая и серебряная; золотые, серебряные, зеленые и синие блестки различной формы (пæратæ); бисер разных цветов (хæрдог).
Для аппликации главным образом применялась кожа, а реже – сукно, шелк и войлок.
Особенно богато украшались золотым шитьем праздничные женские национальные костюмы, которые являлись одновременно и свадебными.
Одежда украшалась различными орнаментальными композициями, выполненными золотыми или серебряными нитками. Интересно отметить, что золотое шитье в одежде широко применялось еще сармато-аланами и часто обнаруживается археологами в их захоронениях.
Большинство традиционных орнаментов пережили традиционную культуру своего народа, сохранив ее голоса. Именно таковым

Слайд 12 Вообще осетинский орнамент был чрезвычайно популярным на одежде, головных

уборах и обуви. Так как он носил важное символическое значение, то древние считали непременно важным, чтобы он сопровождал, а, следовательно, и защищал их постоянно. Орнамент наносился разными способами: на головные уборы и обувь он нашивался нитями или бисером, а на платьях – кожаными аппликациями.
Вообще осетинский орнамент был чрезвычайно популярным на одежде, головных уборах и обуви. Так как он

Слайд 13 Мастера и мастерицы современности бережно хранят древние традиции.

Женщины создают прекрасные орнаменты, вышивая их нитями из золота, серебра и шелка. Мужчины умеют ковать кинжалы и ножи с растительными узорами.
Они знают, как создавать кружки с геометрическим орнаментом и ручками в виде бараньей головы. В настоящее время осетинские орнаменты и их значение далеко не каждый специалист может расшифровать.
Вот поэтому они считаются загадкой вроде кода или шифром древних людей нашему поколению…
Мастера и мастерицы современности бережно хранят древние традиции. Женщины создают прекрасные орнаменты, вышивая их

Слайд 14 Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть