Слайд 2Одежду, особенно праздничную, люди издавна стремились украшать. Праздничная одежда у каждого
народа имеет свои отличительные особенности. Посмотрите, ребята, и скажите , каким народам принадлежат эти костюмы.
Ответьте, пожалуйста на вопросы.
Когда появилась одежда?
От чего зависит тот или иной характер одежды у разных народов?
Является ли одежда выражением определённых представлений о красоте, т. Е. выражением эстетического идеала?
Слайд 3Вьетнамский национальный костюм
Японский народный костюм
Слайд 4Болгарский народный костюм
Монгольский народный костюм
Слайд 5Русский народный костюм
Узбекский народный костюм
Слайд 6На примере древнегреческой цивилизации попробуйте доказать, что костюм подчинён идеалу.
Слайд 7В Древней Греции был культ физической и духовной красоты человека, и
одежда подчеркивала красоту тела. Она целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла. Одежда следовала девизу, сформулированному, когда-то в Греции – «всё в меру».
Слайд 8А каким был идеал красоты в Осетии?
Слайд 9В Осетии, согласно идеалу, женщина должна была иметь статную фигуру, гордую
осанку, плавную походку, белый цвет лица, выразительные утончённые брови. Все женские одежды были подчинены этому идеалу.
Слайд 10Осетинский костюм создавался веками. Художественная культура осетин узами этнического родства связана
с культурой древних кобанцев, скифов, сарматов, алан. В древности женский костюм во многом напоминал мужской. Женщины так же, как и мужчины, носили бешмет, плотно облегающий стан.
Слайд 11Под бешмет одевалась длинная юбка из более лёгкого шелка и более
нежных тонов. Перед юбки орнаментировался лёгкими узорами из блёсков и бисера.
Слайд 12Платья шились из бархата и шёлка, реже из шерсти и украшались
различными узорами из золотых и серебряных ниток, а также галунами. Верхнее платье имело двойные рукава, причём двух видов. Первый вид дополнительного рукава шился из того же материала, что и платье. Края рукава имели овальную форму и украшались галунами и узорами из золотых и серебряных нитей.
Слайд 13Второй вид дополнительного рукава – это подвесной рукав, который подвязывался к
кисти руки
Слайд 14Костюм носили с поясом, серебряные пряжки которого прикреплялись к галунам. Были
и пояса целиком сделанные из серебра, орнаментированные линейным и растительным орнаментом и украшенные разноцветными камнями.
Слайд 15Обязательным дополнением к женскому национальному костюму являлась шапочка. Она вырезалась из
картона, кожи-сафьяна и покрывалась материей с тонкой прослойкой ваты и шерсти, а затем обтягивалась бархатом различных цветов и обшивалась галунами и к ней прикреплялись орнаменты из золотых и серебряных ниток или канителью.
Слайд 16Орнамент при этом мог быть звериный, линейный, растительный.
Слайд 17Женская обувь (дзабырта) шилась из сафьяна и украшалась тесьмой из золотых
и серебряных ниток или канителью. Иногда чувяки шились из бархата или сукна, украшались тесьмой, аппликацией из цветной кожи.
Слайд 18Орнамент, украшающий женский национальный костюм, содержит древние идеограммы земли. Засеянные поля
– квадраты с точками. Веточки, цветы, все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы. Головные уборы связаны с образом неба. В орнаментальные мотивы на головных уборах вплетаются изображения звёзд, солнца.
Слайд 19Мужской костюм также создавался веками. Мужчины много времени проводили в седле,
воевали и одежда должна была быть приспособлена к этому. На голове скифского воина был конической формы кожаный башлык, обшитый железной чешуей, к которому были прикреплены нащёчники. Воин одевался в железный панцирь, имеющий вид длинной рубашки, спускающийся на бёдра. На ноги воин надевал кожаные штаны, покрытые мелкими железными чешуйками. Воин был стянут боевым поясом. К поясу был подвешен меч и колчан со стрелами.
Слайд 20Позже праздничный костюм мужчины состоял из каракулевой шапки, верх которого украшался
золотым шитьём и галунами, бешмета со стоячим воротником, плотно облегающего стан, длиной до колен, разрезанного впереди. Он застёгивался до пояса специальными застёжками из тесьмы того же цвета, что и бешмет.
Слайд 21Поверх бешмета одевалась черкеска, которая имела спереди вырез, немного не доходивший
до пояса. Перед черкески украшался серебряными или костяными орнаментированными газырями. Черкеска плотно облегала стан и застёгивалась двумя, тремя застёжками. Ворот и разрез черкески обшивался тесьмой или галунами из серебряных и золотых нитей. Черкеска была перехвачена поясом. К поясу подвешивался кинжал в серебряной оправе и орнаментированный и кобура из кожи.
Слайд 22Необходимой принадлежностью национального костюма был башлык и бурка. Башлык оторачивался шёлковой
тесьмой цвета башлыка или галунами из золотых и серебряных нитей; борта и ворот бурки также украшались галунами.
Слайд 23Мужская обувь состояла из комбинации чувяк и ноговиц или же мягких
сапог. Обувь украшалась аппликацией из кожи и золотым шитьём.
Слайд 24В целом орнаментировка и украшения мужского костюма были выдержаны в строгих
и скромных тонах.
Слайд 25В наше время модельеры используют элементы народной одежды в своих работах.