Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад для обучающихся и
воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья»
Разработал: учитель ИЗО
Зарецкая Татьяна Сергеевна
2019г.
Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ школьного возраста на уроках изобразительной деятельности.
Слайд 2«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
(В.А. Сухомлинский)
Цель: - познакомить
с приёмами и материалами, направленными на развитие мелкой моторики, приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей школьного возраста с ОВЗ;
Задачи:
- Воспитывать у детей с ОВЗ интерес к разным видам изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий. Учить применять их на практике.
- Развивать мелкую моторику и речь у детей с ОВЗ, умение выразить своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать и активизировать словарь.
- Формировать художественный вкус, разнообразные сенсорные эталоны, адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.
Слайд 3 Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой
моторики.
Учёные
доказали, что с анатомической точки зрения, около трети
всей площади двигательной проекции коры головного мозга
занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от
речевой зоны.
Следовательно, чтобы научить малыша говорить, необходимо не
только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать
движения пальцев рук, или мелкую моторику. Развитие навыков
мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных, координированных
движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться,
рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий.
Плохо развитая моторика проявляется, в основном в
недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в
аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве
контроля и регуляции движений.
У детей с ограниченными возможностями здоровья, поступивших
в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность
тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости.
Слайд 4Письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев,
теснейшим образом связанных с
высшими психическими процессами. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.
Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками
письма, необходимо, чтобы ребенок с ограниченными возможностями
здоровья научился контролировать и регулировать свои движения и
действия.
Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку
ребенка к письму.
Слайд 5ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ РАЗДЕЛА:
«Лепка»
«Аппликация»
«Рисование»
Слайд 6 ЛЕПКА СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, СИЛЫ РУЧНЫХ МЫШЦ, ТОЧНОСТИ РУЧНЫХ
ДВИЖЕНИЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ, ПОВЫШАЕТ СЕНСОРНУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, СИНХРОНИЗИРУЕТ РАБОТУ ОБЕИХ РУК.
Материалы для лепки:
Глина
Пластилин
Полимерная глина
Солёное тесто
Бумажное тесто
Снег и т.д.
Слайд 7АППЛИКАЦИЯ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, СИЛЫ РУЧНЫХ МЫШЦ, СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ
РУК, ТОЧНОСТИ РУЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ГЛАЗОМЕРНОЙ КООРДИНАЦИИ.
Разных видов
бумаги;
Ткани разной
фактуры;
Соломки;
Яичной скорлупы;
Засушенных растений;
Тополиного пуха и т.д.
Аппликацию можно сделать из:
Слайд 8РИСОВАНИЕ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, РАЗВИТИЮ СИЛЫ МЫШЕЧНЫХ УСИЛИЙ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КООРДИНАЦИИ
ДВИЖЕНИЙ, ГИБКОСТИ ПАЛЬЦЕВ РУК, ПОЗВОЛЯЕТ ОВЛАДЕТЬ СЛОЖНЫМИ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМИ НАВЫКАМИ И УМЕНИЯМИ.
Рисовать можно:
Карандашами Красками
Слайд 9Нетрадиционные техники:
Техника«Кляксография»
«Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое
занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом. Формирует речь.
Слайд 10Техника «Пуантилизм»
Точечная живопись, рисование ватными палочками.
Ватные палочки прекрасно подходят для использования
в качестве «орудия труда» маленьких художников, при их знакомстве с нетрадиционной техникой пуантилизм (точечное рисование). Такие творческие занятия способствуют не только развитию мелкой моторики и творческой фантазии, но и успокоению, расслаблению ребёнка, развитию его усидчивости, терпения, концентрации внимания, а это не мало важная часть в развитии письма!
Слайд 11ЧЕМ ПОЛЕЗНО ПАЛЬЧИКОВОЕ РИСОВАНИЕ
Развивает мелкую моторику ребенка. Причем при таком виде
творчества задействованы не только пальчики, но и вся кисть. А, как известно, развитие мелкой моторики влияет на участки мозга, отвечающие за речь. Поэтому упражнения для пальчиков очень полезны.
Слайд 12РАЗРАБОТАННЫЕ И АПРОБИРОВАННЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗНЫМ ВИДАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБСТВОВАЛИ
РАЗВИТИЮ:
Силы ручных мышц
Точности ручных движений
Глазомерной координации
Согласованности
Координации движений обеих рук
Гибкость пальцев рук
Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка с ОВЗ в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами. Формируется речь и письмо.
Слайд 13СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксёнова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями
речи.// Дошкольное воспитание. 1990 - №8 - С.62-65.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Академия, 1986. -224с.
Аксенова Л.И., Архипов Б.А, и др. Специальная педагогика. –М.: Академия, 2000. – 400с.
Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподования лепки в детском кружке: Учебное пособие – М.: Агар, 1999. – 48с.
Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 146с.
Бабенкова Р.Д., Боброва Л.И. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития (глухих, умственно отсталых и с церебральными параличами). // Дефектология. -1983. - № 5. - с. 15-20.
Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 120 с.
Белопольская Н.Л «Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития». - М., УРАО, 1999. - 148с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-136с.
Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием. // Дошкольное воспитание. -1987. - № 8. - с. 49-54.