Презентация, доклад по изо на тему Исторические картины в искусстве.Боярыня Морозова В.И. Суриков

Содержание

«Суть исторической картины – угадывание», – говорил Суриков.Василий Иванович вошел в историю русского художественного искусства как исторический живописец. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве

Слайд 1Василий Иванович  Суриков
«Боярыня Морозова». Масло. 1887.
Презентацию подготовила : Никитушкина Г.В Москва

2015 г.


Василий Иванович  Суриков«Боярыня Морозова». Масло. 1887.Презентацию подготовила : Никитушкина Г.В Москва 2015 г.

Слайд 2«Суть исторической картины – угадывание», – говорил Суриков.
Василий Иванович вошел в историю

русского художественного искусства как исторический живописец. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам живших там раскольников, либо по одному из рукописных "житий" о ней, распространенных в Сибири. Этот потрясающий образ запал в его душу и художественную память.
«Суть исторической картины – угадывание», – говорил Суриков.Василий Иванович вошел в историю русского художественного искусства как исторический живописец. В

Слайд 3Среди картин мастера «Боярыня Морозова» занимает едва ли не главное место.

Картина была показана впервые на выставке 1887 года в Петербурге, когда Суриков стал уже известным художником, автором «Утра стрелецкой казни» и «Меншикова в Березове». Тем не менее новое произведение вызвало весьма различные отклики. Только три человека оценили картину положительно: писатели В. Короленко, В. Гаршин и художественный критик В. Стасов. Всеобщее признание пришло к ней, как почти ко всякому шедевру, значительно позднее. Когда хотят понять художественное произведение, решают три вопроса.
Во-первых, определяют, что хотел сказать автор картиной.
Во-вторых, как он высказал свою мысль изобразительно.
Третий вопрос: что же получилось? В чем смысл и значение произведения? Итак, постараемся определить задачу Сурикова в картине «Боярыня Морозова». Посмотрим, каков сюжет картины?
Среди картин мастера «Боярыня Морозова» занимает едва ли не главное место. Картина была показана впервые на выставке

Слайд 4Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон Раскол русской православной церкви неразрывно связан

с этими двумя людьми

Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. Например, если раньше люди крестились двумя перстами, то теперь нужно было креститься тремя. Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Произошел раскол. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Вскоре их начали жестоко преследовать – отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон Раскол русской православной церкви неразрывно связан с этими двумя людьми Обратимся

Слайд 5Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А.

Д. Кившенко, 1880 г
Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г

Слайд 6Книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения Никон в 1656

году созвал новый собор, на котором вместе с русскими архипастырями присутствовали и два восточных патриарха, как «носители истинной православной веры». Собор одобрил исправленные книги и постановил вводить их во всех церквях, а прежние книги отбирать и сжигать. Таким образом, Никону удалось заручиться поддержкой Греческой (Византийской) Церкви, считавшейся «Матерью Церкви Русской». С этого момента, собственно говоря, и начался раскол русской православной церкви.
Книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения Никон в 1656 году созвал новый собор, на котором

Слайд 7 П. Е. Мясоедов (1867—1913). Сожжение протопопа Аввакума.

 П. Е. Мясоедов (1867—1913). Сожжение протопопа Аввакума.

Слайд 8Боярыня Ф.П. Морозова тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры,

поддерживала неистового протопопа Аввакума - главного врага никониан, а по возвращении последнего из ссылки в 1662 году поселила его у себя. К этому времени она овдовела и осталась единственной распорядительницей огромных богатств мужа. Ее дом все больше стал походить на прибежище для старообрядцев, фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем.

Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Он предлагал ей свободу и возвращение богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили.
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме (миниатюра XIX века

Боярыня Ф.П. Морозова тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, поддерживала неистового протопопа Аввакума - главного

Слайд 9
Суриков изобразил героиню, когда ее везли на крестьянских дровнях по московским

улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку. В русской действительности можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи, что было важнейшей национальной чертой народа. История Морозовой давала возможность выразить и прославить эту черту, тем и привлекла мастера ее трагедия.
Таким образом, главной задачей Суриков считал воплощение идеи самопожертвования ради убеждений. Он окружил Морозову различными людьми – взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, боярами и нищими, странниками и монахинями, купцами и ремесленниками, попами и стрельцами, – чтобы показать, как народ относится к подвигу Морозовой.
Вторая задача стала не менее грандиозной, чем первая. Соединение двух задач рождало третью – воплотить образ русского народа в трагический, напряженный момент жизни.
Суриков изобразил героиню, когда ее везли на крестьянских дровнях по московским улицам то ли на допрос,

Слайд 10От эскиза к замыслу

От эскиза к замыслу

Слайд 11Вы только представьте себе — тридцать раз переделывать и изменять не

детали, а основу замысла!

Художник начал с эскиза, где намечена композиция и достаточно подробно изображены главные герои картины. Первый эскиз Суриков сделал еще в 1881 году, а непосредственную работу над картиной начал лишь три года спустя. За последующие два года он выполнил более тридцати карандашных и акварельных эскизов в поисках наиболее выразительного решения.

От эскиза к эскизу он менял направление движения брёвен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов — вправо), менял положение фигуры Морозовой. В первом эскизе она сидела на возвышении, а в картине изображена на соломе; в эскизе подняла левую руку, а в картине — правую; исключал или, напротив, добавлял людей в толпе. Все это говорит о редкой углубленности работы Сурикова, который в процессе создания картины не только стремился к изобразительному совершенству, но и уточнял свое понимание события, а главное — выстраивал идейно-смысловое содержание произведения.

Вы только представьте себе — тридцать раз переделывать и изменять не детали, а основу замысла!Художник начал с

Слайд 12Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды

ворона с чёрным крылом, которая билась о снег. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа.
Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась

Слайд 13Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова:
  Три года для нее материал собирал. В

типе боярыни Морозовой - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Феодоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала.
В Третьяковке этот этюд (этюд "Голова боярыни Морозовой", переданный в дар Третьяковской галерее в 1910 г.), как я ее написал.

Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова:   Три года для нее материал собирал. В типе боярыни Морозовой -

Слайд 14"Боярыня Морозова". Образ боярыни.
«...я на картине сперва толпу нарисовал, а ее

после» ..Суриков долго не находил нужную натуру, хотя исполнил несколько этюдов — отдельные головы и сидящие в санях фигуры. Одежда, поза, жест, положение фигуры в санях — все было определено в предварительных работах, не хватало только лица.
"... И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось». И этому веришь. Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе, и они оттесняли лицо Морозовой.


Слайд 15В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище - ведь вот где ее

нашел. Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них молитвенный дом там был. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю.

И вот приехала к ним начетчица с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила. „Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев"... (Слова восходят к посланию Аввакума Ф. Т. Морозовой, княжне Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой в Боровск: "Персты же рук твоих тонкостны и действенны <...> очи же твои молниеносны <...>"; "везде им <никонианам> являвшаяся яко лев лисицам";
см.: Памятники истории старообрядчества XVII века. Л., 1927, кн. 1, вып. 1, стб. 409, 417 (Русская историческая библиотека, т. 39).
Первоначально письма Аввакума к Морозовой были опубликованы приложением к статье Н. С. Тихонравова "Боярыня Морозова: Эпизод из истории русского раскола" (Рус. вести, 1865, № 9).) Это протопоп Аввакум сказал про Морозову, и больше про нее ничего нет."

В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище - ведь вот где ее нашел. Была у меня одна знакомая

Слайд 16Справа от боярыни идет ее родная сестра княгиня Урусова в белом

вышитом платке, ниспадающем из-под шапочки. В это время она уже решилась на такой же поступок (Урусова погибла вскоре после Морозовой), но художник намеренно не выделяет этот момент, а Урусову изображает в профиль и не слишком разрабатывает ее образ, тогда как гораздо менее значительные персонажи даны в фас с отчетливой характеристикой их эмоционального состояния.
Справа от боярыни идет ее родная сестра княгиня Урусова в белом вышитом платке, ниспадающем из-под шапочки. В

Слайд 17Странник. В нем выразилось активное, хотя и несколько отрешенное, переживание трагедии.

Странник ушел в себя, углубился в думу, быть может, уже не столько о самой Морозовой, сколько о чем-то общем. Это тип народного философа, который не просто наблюдает событие, а стремится объяснить его и прозреть будущее.
Странник. В нем выразилось активное, хотя и несколько отрешенное, переживание трагедии. Странник ушел в себя, углубился в

Слайд 18В. Суриков. "Юродивый, сидящий на снегу." Эскиз к историческому полотну "Боярыня Морозова" 1885

год. Холст, масло.

Сложным путем шел мастер и к теме Юродивого. Это также типичный персонаж старой Руси. Юродивые обрекали себя на тяжкие физические страдания — голодали, ходили полуголые зимой и летом. Народ верил им и покровительствовал. Именно поэтому Суриков отвел Юродивому столь видное место в картине и связал его с Морозовой одинаковым жестом двуперстия.

В. Суриков.

Слайд 19Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: "А юродивого я на толкучке нашел. Огурцами

он там торговал. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает. Я говорю - идем. Еле уговорил его. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Я оглядываюсь, а он качает головой - ничего, мол, не обману. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер. Алкоголики ведь они все. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели.
Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова:

Слайд 20Я ему три рубля дал. Это для него большие деньги были.

А он первым делом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был. Икона у меня была нарисована, так он все на нее крестился, говорил: „Теперь я всей толкучке расскажу, какие иконы бывают".
Я ему три рубля дал. Это для него большие деньги были. А он первым делом лихача за

Слайд 21Многие этюды Сурикова по выразительности и живописному мастерству ни в чем

не уступают его большим картинам.
Многие этюды Сурикова по выразительности и живописному мастерству ни в чем не уступают его большим картинам.

Слайд 22Художник создавал облик народной толпы с помощью групп, а не отдельных

фигур
Художник создавал облик народной толпы с помощью групп, а не отдельных фигур

Слайд 23Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: А священника у меня в толпе помните?

Это целый тип у меня создан. Это когда меня из Бузима еще учиться посылали, раз я с дьячком ехал - Варсонофием, (Варсонофий - Варсонофий Семенович Закоурцев, дьячок сухобузимской Троицкой церкви. Запечатлен в этюде для "Боярыни Морозовой" "Голова священника".) - мне восемь лет было. У него тут косички подвязаны. Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: „Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум". Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. „Ну, говорит, Вася, ты правь". Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная - горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят - смеются.
Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: А священника у меня в толпе помните? Это целый тип у меня

Слайд 24Диагональная композиция дала автору еще одну возможность – с большим эффектом

показать движение саней. Известен рассказ Сурикова, как он дважды менял размер полотна и написал картину только на третьем холсте, все время увеличивая его снизу и стремясь к тому, чтобы «сани пошли».

Суриков говорил: «В движении есть живые точки, а есть мертвые. Это настоящая математика. Сидящие в санях фигуры держат их на месте.
Надо было найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Чуть меньше расстояние — сани стоят. А мне Толстой с женой, когда «Морозову» смотрели, говорят: «Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает». А там ничего убавить нельзя — сани не поедут».

Диагональная композиция дала автору еще одну возможность – с большим эффектом показать движение саней. Известен рассказ Сурикова,

Слайд 25А как снег писал: «Я все за розвальнями ходил, смотрел, как

они след оставляют, на раскатах особенно. Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать. И чувствуешь здесь всю бедность красок... А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых».
А как снег писал: «Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно.

Слайд 26Сегодня картина находится в Третьяковской галерее в Москве, размер 304 на

587,5 см
Сегодня картина находится в Третьяковской галерее в Москве, размер 304 на 587,5 см

Слайд 27"Боярыня Морозова". Значение картины.
Разбирая споры и толки об этом полотне (оно

было главным событием пятнадцатой передвижной выставки), Н. П. Кончаловская, внучка Сурикова, приводит среди прочих отзыв В. М. Гаршина: «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в том, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокопьевну иначе, как она изображена на его картине».[Цит. по кн.: Кончаловская Наталья. Дар бесценный. М., 1965. С. 151.]
Современникам трудно быть беспристрастными, и предсказания их сбываются не часто. Но Гаршин оказался хорошим пророком. За те сто без малого лет, которые отделяют нас от пятнадцатой выставки передвижников, суриковская Морозова стала «вечным спутником» всякого русского человека. «Иначе» действительно не представить себе эту женщину XVII в., готовую на муки и смерть ради дела, в правоте которого она убеждена. Но почему именно суриковская Морозова стала иконографическим каноном и историческим типом?
Прежде всего потому, что художник был верен исторической правде.

Слайд 28"Боярыня Морозова" идеально воплощает замечательные мысли, однажды высказанные И.Е. Репиным: "В

душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма … он лежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, она двигает горами… Она сливается всецело со своей идеей, "не страшится умереть". Вот где ее величайшая сила: она не боится смерти".

Слайд 29Часовня-памятник в Боровске на предполагаемом месте заключения Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой,

Марии Даниловой и прочих с ними пострадавших
Часовня-памятник в Боровске на предполагаемом месте заключения Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой, Марии Даниловой и прочих с ними

Слайд 30Интернет ресурсы
http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=g661
http://art-assorty.ru/1121-boyarynya-morozova-surikova.html
http://www.art-portrets.ru/boyarinya_morozova.htm
http://www.chernorukov.ru/articles/?article=103
http://smallbay.ru/artrussia/surikov_boyarynya_morosova.html
http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_67.html
http://fb.ru/article/134732/boyaryinya-morozova---legendarnaya-lichnost-istoriya-jizni-boyaryini-morozovoy
http://www.pravda.ru/ http://telegrafua.com/
http://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_sobytija_i_ljudi/zagadki_bojaryni_morozovoj/7-1-0-4601
http://gallery-allart.do.am/blog/quot
http://stanislaw.ru/rus/research/nikonschism.asp
http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/135-plat-tut-88
http://www.factruz.ru/history_mistery_2/russian-orthodox-church-split.htm
http://www.studfiles.ru/preview/3212693/
http://www.tinlib.ru/istorija/otechestvennaja_istorija_do_1917_g/p10.php




Интернет ресурсыhttp://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=g661http://art-assorty.ru/1121-boyarynya-morozova-surikova.htmlhttp://www.art-portrets.ru/boyarinya_morozova.htmhttp://www.chernorukov.ru/articles/?article=103http://smallbay.ru/artrussia/surikov_boyarynya_morosova.htmlhttp://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_67.htmlhttp://fb.ru/article/134732/boyaryinya-morozova---legendarnaya-lichnost-istoriya-jizni-boyaryini-morozovoyhttp://www.pravda.ru/ http://telegrafua.com/http://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_sobytija_i_ljudi/zagadki_bojaryni_morozovoj/7-1-0-4601http://gallery-allart.do.am/blog/quothttp://stanislaw.ru/rus/research/nikonschism.asphttp://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/135-plat-tut-88http://www.factruz.ru/history_mistery_2/russian-orthodox-church-split.htmhttp://www.studfiles.ru/preview/3212693/http://www.tinlib.ru/istorija/otechestvennaja_istorija_do_1917_g/p10.php

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть