Презентация, доклад по ИЗО на тему Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина

Содержание

Цель урока: Построить композицию, исходя из собственного замысла и сюжета сказки.

Слайд 1 Изобразительное искусство Иллюстрация к сказке (с фигурой человека) «Сказка о

рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина 4 класс Чумаченко Татьяна Алексеевна учитель ИЗО МКОУ Лицей № 4 Россошанского муниципального района
Изобразительное искусство  Иллюстрация к сказке  (с фигурой человека)   «Сказка о рыбаке и

Слайд 2Цель урока:
Построить композицию, исходя из собственного замысла и сюжета сказки.

Цель урока: Построить композицию, исходя из собственного замысла и сюжета сказки.

Слайд 3 Задачи:
- Дать начальное представление о художественном образе — «продукте» литературного и

изобразительного творчества, раскрыв его метафоричность
- Совершенствовать навыки рисования, использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки; знакомить с произведениями изобразительного искусства на сказочные сюжеты; совершенствовать навыки рисования.
- Расширить представление о роли художника в оформлении книги сказок, развивать творческое воображение, умение представить действия героев согласно тексту сказок, способствовать формированию художественного вкуса, пробуждать добрые чувства, сочувствие героям сказок, развивать графические умения для выражения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям сказки.
- Содействовать формированию эстетического отношения к действительности.
Задачи: - Дать начальное представление о художественном образе — «продукте» литературного и изобразительного творчества, раскрыв его

Слайд 4 Разгадайте кроссворд
Зверя нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу

хитрей.     
Путешествовала вместе с утками.                             
Герой сказки, на которого было совершено четыре покушения и только одно оказалось удачным.                                            
Маленькая девочка, которая могла уместиться в ореховой скорлупе.
Она и премудрая, и прекрасная, и на все руки мастерица.
Сказочное общежитие.                                                  
Она всегда готова спасти своего хозяина от голода.
Злая бабушка.                                                                 
Ямка в земле, наполненная такой водой, которая превращает братцев в домашних животных.                                                     
Самое распостраненное мужское имя в сказках.        
Уплетая калачи, едет парень на печи. Едет прямо во дворец….Кто же этот молодец?                                                                          

Разгадайте кроссвордЗверя нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей.     Путешествовала вместе с утками.                             Герой сказки,

Слайд 5Что же такое иллюстрация?




.


Иллюстрация – это рисунок, поясняющий текст

Что же такое иллюстрация?

Слайд 6Художник - иллюстратор Виктор Михайлович Васнецов

Художник - иллюстратор Виктор Михайлович Васнецов

Слайд 7Ковер самолет

Ковер самолет

Слайд 8Царевна лягушка

Царевна лягушка

Слайд 9«Аленушка» «Снегурочка»

«Аленушка»       «Снегурочка»

Слайд 10«Богатырский скок» «Иван царевич на

сером волке»
«Богатырский скок»       «Иван царевич на сером волке»

Слайд 11Иван Яковлевич Билибин «Гамаюн – птица вещая»

«Морозко»
Иван Яковлевич Билибин «Гамаюн – птица вещая»      «Морозко»

Слайд 12«Василиса прекрасная"
«Иван царевич, жар – птица и серый волк»

«Василиса прекрасная

Слайд 13Шамаханская царица

.


Шамаханская  царица.

Слайд 14Сформулируйте тему урока




.


Иллюстрирование литературного произведения.
2.Выполнение иллюстраций к отрывку из произведения.

3. Иллюстрация к сказке « Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Сформулируйте тему урока

Слайд 15Физминутка. Двойное видение

.



Физминутка.  Двойное видение.

Слайд 16Повторение содержания сказки






Повторение содержания сказки

Слайд 17Жил старик со своею старухой У самого синего моря

.


Жил старик со своею старухой У самого синего моря.

Слайд 18В третий раз закинул он невод Пришел невод с одною рыбкой




.


С непростою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты,
старче, меня в море
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».









В третий раз закинул он невод Пришел невод с одною рыбкой

Слайд 19«Бог с тобою, золотая рыбка! Ступай себе в синее море»

.


«Бог с тобою, золотая рыбка! Ступай себе в синее море».

Слайд 20Перед ним изба со светелкой

.


Перед ним изба со светелкой.

Слайд 21Пошел старик к синему морю (Не спокойно синее море)

.


Пошел старик к синему морю (Не спокойно синее море).

Слайд 22Воротился старик ко старухе Что ж он видит? Высокий терем, На крыльце стоит

его старуха В дорогой собольей душегрейке


.


Воротился старик ко старухе Что ж он видит? Высокий терем, На крыльце стоит его старуха В дорогой

Слайд 23На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала

.


На него прикрикнула старуха, На конюшне служить его послала.

Слайд 24Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты, В палатах видит

свою старуху, За столом она сидит царицей,


.


Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом

Слайд 25На него старуха не взглянула, Лишь с очей его прогнать велела. Подбежали бояре

и дворяне, Старика взашей затолкали.


.


На него старуха не взглянула, Лишь с очей его прогнать велела. Подбежали бояре и дворяне, Старика взашей

Слайд 26Видит, на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят,

так воем и воют.


.


Видит, на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.

Слайд 27 Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею

разбитое корыто.


.


Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто..

Слайд 28Что означают эти слова?




.


1.Ветхая землянка-?
2.Невод-?
3.Откуп-?
4.Простофиля- ?
5.Кликать-?
6.Пуще-?
7.Корысть-?
8.Парча-?
9.Кичка-?
10.Чупрун-?
11.Печатный пряник-?

Что означают эти слова?

Слайд 29Значение слов

Ветхая землянка - дом, вырытый

в земле, очень старый.
Невод – рыболовная сеть.
Откуп - плата.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
Кликать - звать.
Пуще – больше.
Корысть - выгода
Парча- узорчатая шелковая ткань.
Кичка- старинный головной убор.
Чупрун- чуб, хохол, вихор.
Печатный пряник- пряник с узором.

Значение слов     Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.Невод –  рыболовная

Слайд 30Что такое сюжет?




.


Сюжет – это фрагмент или отрывок из литературного произведения

Что такое сюжет?

Слайд 31Что называется композиционным центром?




.


Композиционный центр – это главное, о чем говорится в картине

Что называется композиционным центром?

Слайд 32Повторение пропорций фигуры человека




.


Три возрастных группы:
1.Дети, подростки, взрослые
2.«Канон» (голова) в определении пропорций фигуры человека
Пропорции (соотношения) головы ко всей фигуре человека:
Дети- 1/4 часть
Подростки- 1/6 часть
Взрослые- 1/8 часть





Повторение пропорций фигуры человека

Слайд 33Самостоятельная творческая работа




.



Последовательность работы над иллюстрацией:
размещение композиции на листе;
прорисовка фигур старика или старухи;
работа над вторым планом (море,изба,небо,деревья) ;
прорисовка мелких деталей;
уточнение рисунка первого плана;
расставление акцентов;
завершение работы.




Самостоятельная  творческая работа

Слайд 34Самостоятельная творческая работа




.


Сказку, друг мой, дорисуй…

За три моря не стоит ходить,
Тридевятое царство выискивать.
Я сегодня, мой друг, так и быть,
Утолю твою детскую искренность

На балконе в ближайшем углу,
В куче хлама цветастой, объемистой,
Я альбом неприметный таю,
Тот, что книжек иных многотомистей





Самостоятельная  творческая работа

Слайд 35Самостоятельная творческая работа




.


Ни беда, что он худ и потерт,
И листочков всего лишь десяточек,
Только в нем чудный мир распростерт,
И диковинок там предостаточно.

Прихвативши с собой карандаш,
За страницей страницу пролистывай.
И волшебный твори вернисаж
Искрометно, с азартом, неистово.





Самостоятельная  творческая работа

Слайд 36Самостоятельная творческая работа




.


Все, что раньше сумел подсмотреть,
Что случайно когда-то подслушивал,
И фантазий своих круговерть,
На бумагу альбома обрушивай

Уходя в чудный мир налегке,
Окунись целиком в приключения.
Ну а я пожелаю тебе
Озарения и вдохновения.

Желаю удачи!





Самостоятельная  творческая работа

Слайд 37Подведение итога урока:

Что выполняли на уроке?
Что называется иллюстрацией?
Дайте определение сюжета
Что такое

композиция?
Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке»?
С какими художниками познакомились?
Что означает слово «Простофиля»?
Что называется композиционным центром?


Подведение итога урока:Что выполняли на уроке?Что называется иллюстрацией?Дайте определение сюжетаЧто такое композиция?Кто автор «Сказки о рыбаке и

Слайд 38Затруднения учащихся:

Кто испытывал незначительные затруднения в выборе сюжета?
Кто испытывал значительные затруднения

в выполнении линейного рисунка?
Кто не испытывал никаких затруднений в выполнении иллюстрации?
Кто испытывал незначительные затруднения в работе над композиционным центром?
Кто испытывал значительные затруднения в рисовании фигуры человека?

Затруднения учащихся:Кто испытывал незначительные затруднения в выборе сюжета?Кто испытывал значительные затруднения в выполнении линейного рисунка?Кто не испытывал

Слайд 39Спасибо за урок!

Домашнее задание:
Прочитать сказку.
Подготовить материалы для работы цветом (акварель или

гуашь, кисти).
Подобрать иллюстративный материал других авторов.
Спасибо за урок!Домашнее задание:Прочитать сказку.Подготовить материалы для работы цветом (акварель или гуашь, кисти).Подобрать иллюстративный материал других авторов.

Слайд 40Образовательные ресурсы:

"Изобразительное искусство" 1-4 классы, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией

В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной,- М.: Просвещение, 2013, поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» 3-4 классы, часть 1. Сост. С.Б. Дроздова-Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
Кузин В.С. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству,1-4 классы, пособие для учителя В.С.Кузина, Кубышкиной Э.И.,-М.: Просвещение, 2010;
"Рисунок, Живопись, Композиция" Б.С.Угаров
"Уроки изобразительного искусства" С.Корнилова, 2009г



Образовательные ресурсы:

Слайд 41Используемая дополнительная литература:

1."Энциклопедия живописи для детей"
2."Сказка в русской живописи"
3."Уроки изобразительного искусства"

С.Корнилова, 2009г.
4."Основы композиции" 2000г.
5."Мой мир в рисунках" Н.Ю.Сергеева,2000г.
6.Последовательность ведения работы.
7.Репродукции картин русских художников.
Используемая дополнительная литература:1.

Слайд 42Зрительный ряд:



Компьютерная презентация (авторская) по теме урока.
Книга А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Детские рисунки прошлых лет.
Репродукции к сказкам И.Билибина, Ю.Васнецова.
Методические таблицы: «Последовательность работы в цвете над иллюстрацией к сказке», «Цветовой круг».
Выставка книг «Любимые сказки».
Открытки миниатюрной живописи из Палеха.
Иллюстрации из книг разных изданий.


.



Зрительный ряд:              Компьютерная презентация

Слайд 43Оборудование и материалы:

бумага А4 (для выполнения подготовительного рисунка)
мультимедийная установка, художественные материалы

и принадлежности для рисования, карандаш.
Оборудование и материалы:бумага А4 (для выполнения подготовительного рисунка)мультимедийная установка, художественные материалы и принадлежности для рисования, карандаш.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть