Слайд 1Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
Подготовила:
учитель
ИЗО
Орлова О.Ф.
Слайд 2Цель урока:
Обобщить знания об истории архитектуры и дизайна.
Повторить пройденное
об архитектуре разных народов и эпох: архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом.
Слайд 3
Наша страна - это большой дом. А дома, как и люди,
имеют свою историю. Сегодня мы совершим путешествие в историю развития архитектуры, вспомним какова была архитектура разных народов и эпох и познакомимся образно-стилевым языком архитектуры.
Слайд 4Виды жилищ:
ПАРФЕНОН. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
Древняя Греция с ее жарким, средиземноморским климатом
породила особый тип архитектуры: открытый, с множеством колонн и портиков, укрывающих от палящего солнца и дающих тень.
Слайд 5
Египетские пирамиды – дом для возвращения души. Египтяне верили в загробную
жизнь. Внутри гробницы сохраняли все бытовые условия, чтобы при возвращении души человека у него было как при жизни. Люди боялись возвращения человека, закрывали все входы и выходы.
Слайд 6
Средневековый замок. Мой дом моя крепость. Замок окруженный водой, подъемный мост,
смотровые башни.
Слайд 7
Русские избы состояли из двух частей: обогреваемого зимой сруба и клети
– места для хранения различного домашнего имущества. В избе большую часть помещения занимала русская печь. Комната обычно ничем не перегораживалась, а вся мебель располагалась вдоль стен. Спали на полатях или на печи.
Слайд 8Главные принципы, которые были заложены в строительство дома
Здание должно быть прочным.
Здание должно быть полезным
Здание должно быть красивым.
Стиль – характерный почерк эпохи.
Слайд 9Стилевые направления архитектуры мира.
Античное искусство
Античное искусство является самым древним искусством
эпохи, которое начало развиваться под влиянием древнегреческой культурной традиции и зародилось оно еще до н.э – IV н.э. В античной эстетике главенствовали такие категории, мера и размеренность, симметрия, ритм, гармония, они на века определили европейские каноны красоты. Чувство порядка и меры – одно из важнейших для античности. «Ничего сверх меры» - гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Слайд 10
Романский стиль длился с X – XIII в. в. этот стиль
объединял в единое целое все виды искусств: монументальную живопись и скульптуру, неразрывно связанную с архитектурой, декоративно-прикладное искусство. Главным видом искусства в этот период была архитектура. Романский стиль – базилика (прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов). В плане романский храм напоминал латинский крест. В центре средокрестия помещался алтарь, а над ним на высоких арках возводился купол, над которым снаружи возвышалась башня.
Слайд 11
Готический стиль продлился до XVI в.Готическое искусство было культовым по назначению
и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Ведущее место в искусстве занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь горожан. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок .Стены собора были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами (произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего света материала).
Слайд 12
Эпоха Возрождения в Италии в своем развитии прошла три этапа: раннее
Возрождение, высокое Возрождение и позднее Возрождение. В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной (соотношение несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции) системы, поднимается значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла ), разрабатывается теория архитектуры и концепция идеального города.
Слайд 13
Характерными чертами барокко явилось стремление к динамичным композициям и пышному архитектурному
декору. Наиболее известным произведением итальянского барокко можно назвать площадь перед Собором Св. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини. В этом стиле наблюдается слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью прямолинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором. Просуществовал этот стиль в искусстве Европы с конца XVI - до середины XVIII в. в.
Слайд 14
Стиль рококо, который в отличие от предыдущего стиля, обращается наоборот к
удобствам повседневного быта, утонченности обстановки. Его легко охарактеризовать по следующим признакам: отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная мягкость, ассиметрия, изысканность и причудливость форм. Пышность интерьера сочеталась и относительной строгостью внешнего облика зданий.
Слайд 15
С 1760 – х годов на смену рококо пришел классицизм.
Внешними признаками классицизма являются строгость пропорций, колонные портики на фасаде зданий, симметрия, подчеркнутая парадность и монументальность архитектурных ансамблей. Классицизм наиболее ярко выражал в архитектуре идеологию сильной абсолютной монархии, поэтому он получил столь большое развитие в королевской Франции и в царской России.
Слайд 16
Стиль ампир, появившийся в начале XIX века, выражался, прежде всего, массивностью
монументальных форм, богатых украшениях, строгостей линий. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнительное архитектурное оформление зданий. Возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей – ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое.
Слайд 17
В конце XIX в начале XX в. в появляется совершенно новый
современный стиль – модерн. Основной признак – декоративность; основной мотив – вьющееся растение; основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Появляется органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Фасады домов были несимметричны. Выразительные особенности интерьеров: изогнутые очертания карнизов, круглящиеся дверные и оконные проемы, богатый декор из резного дерева, цветного стекла, металла.
Слайд 18Новые термины:
базилика - прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных
на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов.
Арка - полукруглое или криволинейное перекрытие приема, имеющееся выпуклую форму.
Витражи - произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего света материала.
Ордер – в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции)