Слайд 1
Формирование универсальных
учебных
действий на уроках
изобразительного
искусства
Слайд 2Презентация подготовлена:
учителем ИЗО
Калагановой А.М.
МБОУ «СШ №4»
г.Десногорска
2018год.
Слайд 3Высокие темпы обновления научных знаний и технологий являются отличительной чертой современности.
В связи с этим необходимо научить школьника самостоятельно обновлять свои знания и навыки, т.е. формировать умение учиться.
Формирование универсальных учебных действий, обобщённых способов действий, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.
Слайд 4 Любое учебное умение школьника характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий,
которые являются предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; отражают способность школьника работать с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?) возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий.
Слайд 6Изучение изобразительного искусства в школе направлено на формирование УУД через разные
виды художественной деятельности:
Рисование с натуры.
Рисование на темы.
Декоративно- прикладная деятельность.
Наблюдение за видимым миром.
Слайд 7Приведу пример,
как это выполняется при изучении раздела «Рисовании с натуры»:
Что формируют у учащихся:
Слайд 8Познавательные УУД:
-отличать новое от уже известного;
-добывать новые знания, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
–создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
–составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
–анализировать объекты с целью выделения признаков;
-находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Слайд 9
Какие же условия формируют познавательные универсальные учебные действия у школьника?
Конечно, это Использование ИКТ
на уроках ИЗО, использование мультимедийных пособий.
Уроки демонстрационного типа.
Уроки компьютерного тестирования.
Уроки рисования с натуры, конструирования, создания буклета, презентации, листовки и т.д. как форма подготовки домашнего задания.
Информационный поиск в сети Интернет.
Слайд 10
Как помочь ученику освоить Познавательные УУД:
1. Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал,
по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)
2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Слайд 11
Регулятивные УУД:
-определять последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию), описывать
на основе работы с иллюстрацией, картиной;
-учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;
-учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Слайд 12Методы формирования и способы диагностики регулятивных универсальных учебных действий.
Важнейшими средствами формирования
активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Это возможно только при условии организации систематической рефлексивной деятельности учащихся.
Слайд 13Критериями сформированости у учащегося регуляции своей деятельности могут стать способности:
• выбирать
средства для организации своего поведения;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
Слайд 14 Как помочь ученику освоить Регулятивные УУД:
1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении
своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Слайд 15Личностные УУД:
- Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать
новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
Слайд 16Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий:
участие в
проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.
творческие задания: рисунок, кроссворды, ситуация-сценка.
Слайд 17Правильно подобранные вопросы и задания помогают детям сконцентрировать свое внимание на
важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.
Слайд 18
Как помочь ученику освоить Личностные УУД:
1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален.
Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные, личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Слайд 19Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-учиться с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка.
Слайд 20Методы формирования и способы диагностики
коммуникативных универсальных учебных действий
для развития коммуникативных УУД
применяю групповые, парные формы работы.
Слайд 21 Основным критерием сформированности коммуникативных действий становятся
- желание вступать в контакт;
- знание
норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Слайд 23Как помочь ученику освоить
коммуникативные УУД:
1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.
4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Слайд 24Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится
освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Слайд 25
Вывод:
Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных
действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через разные виды художественной деятельности, организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.
Слайд 27Главное для учителя – помнить,
что все учащиеся-звёзды, маленькие и большие, близкие и далёкие, но одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свою траекторию полёта. Каждая звёздочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.