Слайд 1Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы.
Слайд 2Осетинское изобразительное искусство своими истоками восходит к древней кобанской культуре, оно
сохранило также генетическую связь со скифо – сарматской и особенно аланской культурами и носило прикладной характер: бытовые и другие предметы, изготовлявшиеся из дерева, камня, кожи, шерсти украшались орнаментом. Орнаментом украшались и ткани, которые отделывались вышивками из золотых и серебряных ниток, а также разными галунами, тесёмками, шнурами, которые плелись и ткались вручную.
Слайд 3Осетинское художественное шитьё воплотило в себе огромные богатства орнаментального искусства осетинского
народа. Образцы ручной вышивки привлекают внимание своей оригинальностью и высоким художественным исполнением.
Слайд 4Настенное украшение. Карманчик для писем.
В вышивке применялись: канитель 2-х цветов –
золотая и серебряная; золотые, серебряные, зелёные и синие блёстки, бисер разных цветов. Для аппликации применялась кожа, реже – сукно, шелк, войлок. В случае надобности вышивальщица сама из золотых, серебряных и разноцветных шелковых ниток вручную плела тесьму или шнур. Галунами украшалась как женские так и мужские головные уборы и верхняя одежда.
Слайд 5Шитьём из золотых и серебряных ниток отделывались настенные украшения: карманчики для
часов, карманчики для гребешков, карманчики для писем, обрамления для фотографий, маленькие коврики, подвесные или настенные подушечки для иголок.
Слайд 6Эти настенные украшения по типу шитья и форме мало отличались друг
от друга и орнаментировались способом золотого шитья или аппликацией. Швея вырезала из кожи или картона основу, к которой пришивался карман. Основа делалась в виде головы оленя, барана, вола, в виде ветвей, башмачка или веерообразного овала. Вырезанный из картона рисунок. Чтобы был рельефнее, покрывался ватой, мягкой шерстью, затем обшивался бархатом или плотным цветным шелком.
Слайд 7К готовой основе прикреплялся карманчик, который вышивался. Карманчик украшался растительным или
линейно – геометрическим орнаментом, а изображения зверей вышивались на карманчике аппликацией.
Слайд 8Орнаментальное искусство осетинского народа нашло широкое отражение и в архитектуре, на
различных деревянных сооружениях, утвари и т.д. Наиболее древнее сооружение, сохранившееся до наших дней, является святилище «Реком». На нём коньки-модульоны и столбы, поддерживающие карнизы, орнаментированы резным линейно – геометрическим орнаментом.
Слайд 9 Орнаментальной резьбой украшались в основном деревянные части дома: косяки, оконные
наличники, балкончики, столбы и т.д. Искусные резчики по дереву покрывали предметы тончайшей рельефной и сквозной резьбой, состоящей из комбинации растительных и линейно – геометрических орнаментов, солярных знаков, звездочек, а также сложных растительных мотивов со стилизованными изображениями птиц и т.д.
Слайд 10Из предметов домашнего обихода резьбой украшались круглые столики на трёх ножках,
корыта для теста, шкафы-корыта, длинные скамьи и кресла, кровати, вешалки, сундучки, деревянные ведерки, различные чаши, музыкальные инструменты и т.д.
Слайд 13Предки осетин верили в существование священных, всезнающих птиц – семурга и
быдуырга. Семург смотрел в грядущее, а быдуырг в прошлое, канувшее. Рукодельницы и резчики по дереву часто изображали этих птиц стоящими друг против друга или же со сросшимися спинами.
Слайд 14Осетинский народный орнамент не потерял своё практическое значение, он и в
настоящее время с большим успехом может быть использован в архитектуре, текстильной промышленности, ковровых изделиях, мебельном производстве, в рукоделии.