Слайд 1Древние образы в народном искусстве
Подготовила учитель ИЗО
Дзуцева Н.К.
Слайд 2Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)
d e c o r o (лат.) - украшаю
ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).
Слайд 3Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство: оно возникло еще в первобытные
времена. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Поэтому оно и прикладное.
Декоративно-прикладное искусство создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное, это искусство организует общение людей, строит их отношения.
Декоративно-прикладное искусство огромно и разнообразно, как окружающий нас мир.
Декоративное искусство имеет свой образный язык. Образному языку декоративно-прикладного искусства свойственны обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность.
Слайд 4Чаша-календарь
Большую тайну в себе хранят древние славянские орнаменты
Какие же тайны скрываются
в рисунках на чаше?
Слайд 5Ритуальные чаши-календари, по-видимому, использовались при праздновании Нового года, когда взгляд древнего
славянина охватывал все 12 месяцев.
Как считает академик Б.А. Рыбаков, число 12 встречается чаще всего в новогодних обрядах: 12 стариков, которые руководят; 12 снопов, по которым составляют предсказания относительно урожая в начинающемся году; 12 колодцев, по воде из которых предсказывают будущее; 12 дней (6 последних в уходящем году и 6 первых в начале будущего), в течение которых горит священный огонь "бадняк".
Нанесение календаря на кубки и кружки показывает, что он был в обиходе, существовал в каждом доме, хотя и на специальной посуде.
Слайд 6Как правило, Бадняк вырубается из дуба. Бадняка называют старым богом, он
представляется воплощением уходящего, старого года, в противоположность Божичу, молодому богу, соотносимому с новым годом и молодостью.
Согласно традиции, Бадняка торжественно вырубают в лесу, приносят в дом, при этом уважительно обращаясь к нему «Свети бадняче». Пол в доме устилается соломой, а Бадняка поливают вином, мёдом и елеем, посыпают зерном и сжигают под молитву, обращённую к нему. Бадняк в данном случае, при сожжении, представляет собой старый год со всеми его проблемами и несчастьями, который сжигают, освобождая почву для года нового, более лучшего.
Бадняк
Слайд 7Солнце
«Не земля родит, а небо», - говорит русская пословица.
Образ солнца занимает
одно из главных мест в украшении жилища. Солнце изображается в виде круглых розеток и полуразеток с узорами внутри окружности, ромбов, коней.
Слайд 8Любопытные факты: Свастика (санаскр. - "связанная с благом", "лучшая удача") - сакральный символ,
встречающийся уже в верхнем палеолите в Индии, древней Руси, Китае, Египте и даже государство загадочных Майя в центральной Америке. Свастику можно видеть на старых православных иконах. Свастика - символ Солнца, удачи, счастья, созидания ("правильная" свастика). И, соответственно, свастика противоположного направления символизирует тьму, разрушение, "ночное Солнце" у древних русичей. На арийских кувшинах, найденных в окрестностях Аркаима, применялись обе свастики. Это имеет глубокий смысл.
Слайд 11Уральская декоративная роспись по дереву
Слайд 12 Солнечные розетки, Васильевское
Слайд 15Славянская Свастика - это один из мощнейших символов, когда-либо существовавших во вселенной.
Он сильнее Руники, ибо понимается в любой галактике и любой вселенной. Это универсальный символ бытия. Относитесь к этому символу с уважением и не причисляйте его к одному лишь народу.
Славянская вышивка
Слайд 16До 1918 года Свастика нашивалась на рукава бойцов красной армии.
Свастика на русской национальной
одежде.
Слайд 18ВОДА
В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь
и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо его изобразить.
О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели на Руси был посвящен богу грома и молнии Перуну.
«После дождичка в четверг»
Дети выбегали на улицу с нарядными расписными игрушками – свистульками – и свистели в них, звали дождевые облака
Нижегородская область, Городецкая игрушка
Слайд 19Мезенский орнамент
Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших
облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Слайд 20 Русалки в водном орнаменте
С водой связаны и образы русалок. Давным-давно
их рисовали в виде птиц с девичьими лицами. Легенда гласит, что русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются на Родину один раз в году - весной, для того чтобы оросить хлебные поля дождем
Мифическая птица, имеющая человеческое лицо и пленяющая людей сладким пением, хорошо была известна на Руси и называлась сиринъ. Вот что об этом пишет один из древнерусских Азбуковников: «Сиринъ есть птица от главы до пояса состав и образ человечъ, от пояса же птица; неции ж лжут о сей, глаголюще зело сладкопесниве быти ей, яко, кому послушающу гласа ея, забывати все житие се и отходити в пустыню по ней и в горах заблуждьшу умирати»
Слайд 22Ветер, воздух.
Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по
орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Слайд 23Семена и Земля
На браслете изображен точечный (семена) и зигзагообразный орнамент и
символ пашни
Свадьба на Руси состояла из магических обрядов плодородия.
Идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. Поэтому в древней Руси понятие «роженица» – покровительница как рождаемости, так и урожайности»
Слайд 25Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь. По расположению
в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Слайд 27Конь
Конь первый помощник крестьянина-земледельца. Он олицетворял плодородие и человека.
Двуглавый конь –
олицетворение осеннего и весеннего солнца.
Образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков
Слайд 29Макошь (от mokos, «прядение»)
богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена
с рогами. Характерный женский рогатый головной убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках. Упомянута в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества
Плодородие земли связывали с образом матери. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая», Берегиня.
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Берегиню изображали на одежде, полотенцах, стенах жилища.
Слайд 30 Мокошь была центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси
Связь Мокоши
с прядением и ткачеством прослеживается в народных обрядах: запрещалось оставлять кудель, а то «Мокошь опрядёт» прясть и ткать в святой день Мокоши — пятницу. Мокошь описывалась как длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе. В жертву Мокоши-Пятнице приносили пряжу, кудель, сбрасывая ее в колодец (обряд носил название «мокриды»). Мокошь является покровительница ремёсел.
Слайд 31Древо жизни
В верованиях древних славян древо жизни смыкалось с образом Великой
Богини, так как материнство отождествлялось с идеей бесконечного воспроизводства вида, которое было заложено именно в жизненном цикле дерева. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечной жизни, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода
Слайд 32ИЗОБРАЖЕНИЕ ДРЕВА ЖИЗНИ
В РУССКИХ НАРОДНЫХ РОСПИСЯХ
Мезенская роспись
Хохломская роспись
Городецкая роспись
Пермогорская роспись
Слайд 37Символы воды, растений и земли в древних славянских орнаментах
Слайд 38Закрепление понятия о символах в славянском орнаменте и их культовом значении
Какой
глубокий смысл был заложен в орнаменте чаши-календаря?
Какие стихии выделяли в орнаменте древние славяне?
Как и почему они так рисовались?
Где и на чем изображался смысловой орнамент?
Слайд 39Жилье восточных славян
Иванов Сергей Васильевич