Слайд 2Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа
отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства.
Слайд 3 Вышивка
Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с
русским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.
Слайд 4Типы и формы одежды
Издавна возникло деление одежды на верхнюю и нижнюю
(нательную). Нательная одежда (кěпе-саппун). На тело непосредственно надевали рубаху (кěпе).
Слайд 5В комплексе старинного костюма рубаха выступает как главный элемент. Ей подчинялись
все наряды по композиции и цветовому колориту узоров.
Платье носили с фартуком или передником (чěрçитти, саппун). Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева).
Праздничный наряд женщины надевали с вышитым или узорнотканым поясом (пиçиххи).
Слайд 6Верхняя одежда (çиелти тум). Осенью мужчины носили кафтаны (сăхман) из толстого
сукна длиной ниже колена, с отложным воротником. Кафтаны запахивали и подпоясывали кушаком (пиçиххи).
Зимней одеждой являлись шубы (кěрěк)
Верхняя одежда женщин по своим типам была такой же, как у мужчин, в то же время она отличалась большим числом вариантов и характером украшений.
Слайд 7Обувь :
Основной обувью у мужчин и женщин были лапти (çăпата). Каждый
народ создал свой тип плетеной обуви.
Валенки (кăçатă) в прошлом носили состоятельные крестьяне. С конца прошлого века стало традицией покупать сыну к свадьбе кожаные сапоги (сăран атă), а дочери - кожаные ботинки (сăран пушмак). Верховые женщины надевали кожаные сапожки с короткими твердыми голенищами, собранными в гармошку. Кожаную обувь очень берегли.
Слайд 8Головные уборы и украшения:
В завершенности костюма большую роль играют головные уборы
и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Бисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухья и женских головных уборов хушпу, сохранившихся до наших дней, шейных украшений. Основные цвета бисера - красный и зеленый (от темно голубого до голубого), белый и желтый. Своеобразной формой отличались женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов - конусообразные и шлемовидные, имеют "хвост"- деталь спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья - островерхие и без острия, наспинной части у них нет.
Слайд 9Среди изделий из серебра и бисера в одном ряду с тухья
и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. Девичье украшение в отличие от женского не имело треугольной детали, служащей для крепления сурпана и был однояруссным. Среди шитых серебром и бисером предметов особое место занимает женское и девичье украшение - тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня».