Слайд 1Человек в зеркале искусства: жанр
портрета
Слайд 2Цель урока:
Познакомиться с историей развития портретного жанра;
Увидеть различные образы в творчестве
знаменитых художников, выполненных в разных стилях.
Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.
Развивать умение вести диалог с произведениями искусства.
Воспитание патриотического отношения к Родине.
Слайд 3Портрет
(от франц. – изображать, передавать «черта в черту»)
– это изображение человека
или группы людей,
реально существующих,
либо существовавших в прошлом.
Слайд 4Основные принципы развития портретного жанра
прогресс технических изобразительных навыков
развитие представлений о значимости
человеческой личности.
Слайд 5История портрета
Средневековый портрет в основном был лишён персонализации, хотя фрескам и
мозаикам византийских, русских и других церквей присущи ясная физиономическая определённость и духовность: художники понемногу придают святым черты лица реальных людей.
Начиная с X-XII вв. портрет в Западной Европе начинает развиваться интенсивнее: сохраняется в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре. Его моделями являются в основном знатные лица – правители и члены их семей, свита.
Постепенно портрет начинает проникать и в станковую живопись. Один из первых примеров станкового портрета этого периода – «Портрет Иоанна Доброго», второго короля Франции.
Слайд 6Самый древний портрет
Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс.
лет.
Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (Франция).
«Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.
Слайд 7Древнеегипетский портрет
Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозными, магическими
задачами.
Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни).
Слайд 10В Древней Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты
поэтов, философов, общественных деятелей. С конца 5 в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период эллинизма (конец 4-1 вв. до н. э.) к драматизации образа. Высокого расцвета античной скульптуры портрет достигает в искусстве Древнего Рима. Развитие древнеримского портрета связало с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримского портрета - чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начал
Слайд 14Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. Личностное
начало в его понимании растворялось в религиозной соборности.
В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью.
Слайд 15Портрет Средневековья
Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с
X—XII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях. Он является частью церковного архитектурно-художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре (особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги.
Слайд 16Портрет Возрождения
Рафаэль«Портрет Бальдассаре Кастильоне»
Леонардо да Винчи «Джоконда»
Слайд 17Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил
в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи.
Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве
Слайд 18А.Дюрер
«Автопортрет»
Рафаэль
«Донна Велата»
С.Боттичелли
«Портрет молодой женщины»
Г.Гольбейн Мл.
«Портрет Эразма Роттердамского»
Слайд 19Портрет маньеризма
Маньеризм - (итальянское manierismo, от maniera — манера, стиль), течение
в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения.
Стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь большого мастера или определенной художественной школы.
Слайд 20Эль Греко
В искусстве маньеризма портрет утрачивает ясность ренессансных образов.
В нём
проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи.
Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения.
Слайд 21Э. Греко.
Мужской портрет с рукой на груди.
Слайд 22Среди известных портретных шедевров того времени «Лютнист» Микеланджело да Караваджо (1573—1610),
в котором художник развивает мотив, взятый
из реальной повседневной жизни.
Слайд 23ПОРТРЕТ 17 век
В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были
созданы наследниками нидерландской живо-писи.
К этому времени она разделилась на две самостоятельные ветви — фламандскую и голландскую школы. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.
Слайд 24Франц Хальс «Цыганка»
В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. Также художники
начинают создавать портреты-типы людей из народа (Диего Веласкес, Франц Хальс).
Слайд 25Диего Веласкес «Пряхи»
Испанский художник того периода Диего Веласкес считается одним из
величайших портретистов за всю историю жанра.
Слайд 26 Значение крупнейших портретистов XVII века выходит далеко за пределы эпохи.
Портрет Питера Пауля Рубенса 1590 г.
АНТОНИС ВАН ДЕЙК Автопортрет 1630 г.
Слайд 27«Ночной дозор» Рембрандт
Активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового портретов, заметно обозначается его
тенденция к перерастанию в групповой портрет-картину.
Слайд 28Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609 Питер Рубенс
Антонис Ван Дейк «Портрет Карла
I»
Слайд 29Обобщение и закрепление знаний
Что такое портрет?
Как развивался портретный жанр?
Что влияет
на развитие портретного жанра?
На какие периоды можно разделить историю портрета?
К какому времени относится самый древний портрет?
Что такое «маньеризм» и каковы его особенности?
Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке.
Каковы особенности современного портретного жанра?
Какая взаимосвязь между живописью и музыкой?