И. Репин. Садко
«Сюрреализм – это Я»
М.З. Шагал. ПРОГУЛКА. Масло. Россия. XX в.
Сегодня на уроке мы будем говорить о картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» (рис. 11), На примере данной работы мы познакомимся с фантастическим миром в живописи.
Картина была написана в 1889 г., в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. После завершения работа была выставлена на передвижной художественной выставке. Эта картина представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-царевич и серый волк». Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на волке сквозь темный лес, спасаясь от погони. Для образа царевны Васнецов использовал написанный в 1883 г. этюд с племянницы СИ. Мамонтова Натальи — «Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой». Посмотрите на картину внимательно. Иван-царевич гордо восседает на волке, взгляд его устремлен вдаль, он верит в спасение.
Главный герой бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.
Обратите внимание на одежду Ивана-царевича. Он одет в парчовый кафтан и подпоясан зеленым кушаком. На его голове — царская шапка, отороченная мехом, а на руках - узорчатые рукавицы. Червленый меч будто догоняет хозяина на лету.
Образ Елены олицетворяет чистоту и покорность. Ее голова лежит на плече Ивана-царевича, а руки сложены на коленях. Густые шелковые волосы героини развеваются на ветру. Елена одета в шелковое платье салатного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.
Хотя картина выдержана в темных тонах, она производит радостное впечатление. Возможно, между героями возникает чувство любви, а белые цветы символизируют их счастливую будущую жизнь.
Иван Яковлевич Билибин, русский художник конца XIX - начала XX в., работал в былинно-сказочном жанре, создавая замечательные иллюстрации к русским сказкам. Художник стал известен благодаря своим работам к сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сказка о золотом петушке». Именно сказочной теме народного искусства он посвятил все свое творчество.
Картину «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Билибин создал как иллюстрацию к известной сказке (рис. 12). Художник запечатлел момент, когда сестрица Аленушка предостерегает своего брата от того, чтобы он не пил воду из речки, на берегу которой пасется табун лошадей. На переднем плане иллюстрации мы видим Аленушку и Иванушку. Одежда на них типична для русского крестьянства Древней Руси. Девушка одета в белую рубаху с красным узором, поверх которой синий сарафан. Голова покрыта белым платком. Стоит обратить внимание на черты лица Аленушки. Они преисполнены строгости и одновременно любви к своему младшему братцу и заботы о нем. Иванушка обращен к нам боком, его лица мы не видим. Он одет в классическую русскую одежду: рубаху, подпоясанную тесемкой, и штаны. Дети не обуты, несмотря на то, что идут они долго. Это подчеркивает, что дети в несчастье (у них умерли родители). Мальчик держит в руке дорожный посох, что также указывает на длительность странствий брата и сестры. Дети стоят на берегу реки, поросшем молодым ельником. На другом берегу пасутся лошади. Они представляют собой задний план картины. Фоном выступает еловые холмы, перед которыми одиноко покоится избушка. В нижней части иллюстрации под чертой, проведенной автором, мы наблюдаем предысторию события, изображенного художником в основной части произведения. Такой вывод можно сделать по множеству пней, торчащих из земли, и, разумеется, по стаду коров, пасущихся на берегу. Эти обстоятельства указывают на близость людского селения, из которого начали путь дети. Орнаментом картины сбоку служит узор из грибов, цвет ножек которых попеременно меняется. Такой узор также указывает на особую роль пути, долгой, изнуряющей дороги, странствия. Вверху же орнамент выполнен в стиле узора народной вышивки, что подчеркивает принадлежность сказки, к которой написана иллюстрация, к фольклору.
В целом по картине можно судить о том, что событие, изображенное на ней, лежит в непосредственной близости от завязки сказки. Передано также настороженно-упреждающее настроение, чувствуется приближение чего-то недоброго, беды, которой можно было бы избежать. Так одной иллюстрацией художник Би-либин создал в воображении читателя детальные образы героев и как нельзя лучше передал сказочную атмосферу этого шедевра народного творчества.
Среди немногочисленных мастеров натюрморта первой половины 19 века имя Хруцкого затмевает другие своей популярностью. Цветы и плоды Хруцкого навеяны старыми голландскими натюрмортами.
Кажется на первый взгляд, что художник ставит перед собой сугубо декоративные цели, и от великолепия цветущей и изобильной натуры теряет чувство меры. Вокруг вазы, переполненной разнообразными цветами, со всех сторон теснятся и нагромождаются фрукты и овощи.
Художник стремится пересоздать, перетворить все реальные предметы из более совершенного и вечного вещества, нежели живое. Поэтому тыква кажется позолоченной, виноград восковым, даже цветы - искусственными. Он стремится сотворить в живописи более вечный и изобильный и совершенный мир, чем в реальности, но, к сожалению, и там «ржавеет золото и истлевает сталь». Вот трещинка на столешнице, вот листок проеденный гусеницей, вот муха, увядают цветы - это свидетельства бренности, ели заметные намеки. Но есть и главное, неотвратимое свидетельство всего земного - это тьма, подкрадывающаяся к предметам. Яркий свет отвоевывает у нее только передний план изображения. Вот иже померкли краски смородины слева, вот от стеклянного кувшина справа остались одни блики. Вообще в самом названии жанра (мертвая неподвижная натура) «натюрморт» уже содержит противопоставление.
Для некоторых людей рисование превращается в главное дело жизни. И если чувства и мысли художника будут интересны многим людям - получится произведение искусства, Только нужно много знать и уметь. Картина похожа на окно в мир, созданный художником. Но самые лучшие картины собирают в музеях искусства для того, что бы люди свободно могли приходить к ним в гости и беседовать с ними. Они несут радость, заставляют думать о смысле и правде жизни, о добре и зле.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть