Презентация, доклад по ИЗО Изображение и фантазия в творчестве художника(6 класс)

Содержание

Как вы думаете, зачем человеку нужны фантазия, воображение? Чтобы уметь мечтать. Чтобы строить будущее, сочинять новое, делать открытия.

Слайд 1Реальность и фантазия в творчестве художника

Реальность и фантазия в творчестве художника

Слайд 2Как вы думаете, зачем человеку нужны фантазия, воображение?

Чтобы уметь мечтать.

Чтобы строить будущее, сочинять новое, делать открытия.
Как вы думаете, зачем человеку нужны фантазия, воображение? Чтобы уметь мечтать. Чтобы строить будущее, сочинять новое, делать

Слайд 3ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ необходимо для того, чтобы сочинять, но не менее —

для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества.

Реальность и фантазия — два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать.
Он может сочинять, изображать то, чего нет, — небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и далекое будущее.
Он может рассказать нам о придуманных событиях, о жизни людей, которых никогда не было, может изображать небывалых чудовищ и немыслимые механизмы.
А мы, понимая это, не считаем его обманщиком — мы радуемся и огорчаемся вместе с ним.
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ необходимо для того, чтобы сочинять, но не менее — для того, чтобы видеть и понимать

Слайд 4Такое право на вымысел решительно отличает искусство, например, от науки,

даже от обыденного общения. Там всякое несовпадение с реальностью есть обман, ложь или ошибка, заблуждение.

А в искусстве, даже тогда, когда оно убедительно показывает нам то, что реально существует, художник ведет отбор существенных для него сторон реальности. В созданном произведении раскрывается явление жизни, пропущенное через фантазию автора, его отношение. Реальность в произведении повернута к зрителю теми ее сторонами, которые выбрал художник, которые взволновали его.

Такое право на вымысел решительно отличает искусство, например, от науки,  даже от обыденного общения. Там всякое

Слайд 5
Во все времена человек создавал изображения окружающего мира. Когда мы смотрим

на картины художников, нам трудно определить, реальность или фантазия то, что изобразил мастер.
 
Правда искусства — это реальность, пережитая человеком. И художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передать свои пережи­вания зрителю. Чувства и мысли, которые выражены в произведе­нии искусства, должны быть подлинными.

Цель искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за са­му реальность. Все подлинные художественные образы создаются именно как воплощение правды. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником.
Все, о чем мы здесь говорили, относится не только к картинам со сложным сюжетом, но и к портрету, пейзажу, натюрморту.

Во все времена человек создавал изображения окружающего мира. Когда мы смотрим на картины художников, нам трудно определить,

Слайд 7«Боярыня Морозова» 1881-1887

«Боярыня Морозова» 1881-1887

Слайд 8И. Репин. автопортрет
Прославленный русский художник, Илья Репин писал картины бытового жанра,

на исторические темы, портреты многих писателей, художников, учёных и других известных людей своего времени.
Необычайна чёткость рисунка, тёплый колорит, яркость и гармоничность красок, мастерство композиции – таковы отличительные особенности произведений И.Репина

И. Репин. Садко

И. Репин. автопортретПрославленный русский художник, Илья Репин писал картины бытового жанра, на исторические темы, портреты многих писателей,

Слайд 9Ответьте на вопросы:
- Как вы думаете, был ли Суриков очевидцем казни

стрельцов и покорения Сибири Ермаком.

Видел ли, как везли опальную боярыню Морозову по улицам заснеженной древней Москвы?

- Встречал ли Васнецов Ивана-царевича на Сером Волке?

- Опускался ли Репин в подводное царство?»

Ответьте на вопросы:- Как вы думаете, был ли Суриков очевидцем казни стрельцов и покорения Сибири Ермаком.Видел ли,

Слайд 10 Образ мышления и всей жизни Сальвадора Дали сюрреалистичен от начала до

конца. «Нормальность ставит меня в тупик».

«Сюрреализм – это Я»

Образ мышления и всей жизни Сальвадора Дали сюрреалистичен от начала до конца. «Нормальность ставит меня в тупик».«Сюрреализм

Слайд 11Дали – фотографии сновидений

Дали – фотографии сновидений

Слайд 12Левитан Исаак Ильич 1861-1900 гг.

Русский живописец, крупнейший мастер русского пейзажа.

Родился в г. Кибарты, ныне Кибартай (Литва). Сын железнодорожного служащего. В 1870 году семья Левитана переехала в Москву. В 1873-85 году учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.
Левитан Исаак Ильич 1861-1900 гг. Русский живописец, крупнейший мастер русского пейзажа. Родился в г. Кибарты, ныне Кибартай

Слайд 13Осень
Исаак Левитан «Золотая осень»
Иван Шишкин «Осень»
Василий Поленов «Осень в Абрамцеве»

ОсеньИсаак Левитан «Золотая осень»Иван Шишкин «Осень»Василий Поленов «Осень в Абрамцеве»

Слайд 14Рассмотрим работу М. Шагала «Прогулка»
Разве может быть так, чтобы люди летали?

Люди не могут, а художник в юности ускользнул в небо из своего родного города Витебска, устроился на облаке и начал писать. Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Так и в «Прогулке» он изобрази сцену фантастического полёта невесты, вознесённой в широкое, словно раскрытое для полёта небо, но связанной с землёй рукой и фигурой художника. Герои картины замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и... взлетели над Витебском, устремились на небеса. Полёт в «Прогулке» радостен, безмятежен и возможен только благодаря прекрасному чувству любви жениха и невесты. В другой руке художник-жених держит птицу, таким образом, ему (вопреки поговорке) удаётся удержать и небесного журавля и земную синицу. В этом произведении выражена именно реальность, правда чувств художника.

М.З. Шагал. ПРОГУЛКА. Масло. Россия. XX в.

Рассмотрим работу М. Шагала «Прогулка»Разве может быть так, чтобы люди летали? Люди не могут, а художник в

Слайд 15Фантазия — это не просто нереальное сочетание реальных элементов, а обострённое

видение сути реальности.
Мощное творческое воображение узнаётся: не столько по тому, что человек может придумывать, а скорее потому, как он умеет преобразовывать реальную действительность, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в ещё более подлинный мир, в художественный мир. Некоторые тонкие и хрупкие переживания- значимые факты внутренней жизни —часто как бы заслоняются и затемняются в условиях; обыденной жизни. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к отклонению от некоторых сторон действительности или к их обострению, с тем чтобы придать образную наглядность той стороне реальной действительности, которая для художника наиболее важна.
Творческое воображение необходимо мастеру для создания произведения. Порой художник изображает не действительность, а именно фантастический мир вещей для того, чтобы передать нам - зрителям - свое настроение.

Фантазия — это не просто нереальное сочетание реальных элементов, а обострённое видение сути реальности.Мощное творческое воображение узнаётся:

Слайд 16 Анализ картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» см.

папку Жанры живописи, текст на репродукции

Сегодня на уроке мы будем говорить о картине В.М. Вас­нецова «Иван-царевич на Сером Волке» (рис. 11), На приме­ре данной работы мы познакомимся с фантастическим миром в живописи.
Картина была написана в 1889 г., в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. После завершения работа была выставлена на передвижной художественной выставке. Эта карти­на представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-царевич и серый волк». Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на волке сквозь темный лес, спасаясь от по­гони. Для образа царевны Васнецов использовал написанный в 1883 г. этюд с племянницы СИ. Мамонтова Натальи — «Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой». Посмотрите на картину внимательно. Иван-царевич гордо восседает на волке, взгляд его устремлен вдаль, он верит в спасение.
Главный герой бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.
Обратите внимание на одежду Ивана-царевича. Он одет в парчовый кафтан и подпоясан зеленым кушаком. На его голове — царская шапка, отороченная мехом, а на руках - узорчатые рукавицы. Червленый меч будто догоняет хозяина на лету.
Образ Елены олицетворяет чистоту и покорность. Ее голова лежит на плече Ивана-царевича, а руки сложены на коленях. Гу­стые шелковые волосы героини развеваются на ветру. Елена одета в шелковое платье салатного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.
Хотя картина выдержана в темных тонах, она производит радостное впечатление. Возможно, между героями возникает чувство любви, а белые цветы символизируют их счастливую будущую жизнь.

Анализ картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» см. папку Жанры живописи, текст на репродукцииСегодня

Слайд 17«Иван-царевич на сером волке»
В.Васнецов

Ответы на вопросы
Какой эпизод запечатлел художник на

картине? {На кар­тине запечатлен эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману.)
Что мы видим на переднем плане картины? {На переднем плане картины мы видим болото с кувшинками, старую кривую яблоню с цветущей веткой.)
Что изображено в центре картины? {В центр художник по­местил всадников на волке.) ,
Что изображено на дальнем плане? {Могучие стволы вековых дубов.)
Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему? {Примерный ответ. Васнецов использовал в основном темные тона, так как всадники мчатся по темному ночному лесу, их преследуют. Темная гамма передает состояние страха, чувство опасности. Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. А белые кув­шинки в болоте и белая цветущая ветвь справа — символ надежды на успех, веры в счастливый финал.)

«Иван-царевич на сером волке» В.ВаснецовОтветы на вопросыКакой эпизод запечатлел художник на картине? {На кар­тине запечатлен эпизод бегства

Слайд 18«Гамаюн» В. Васнецов.
Васнецов Виктор Михайлович

«Гамаюн» В. Васнецов.Васнецов Виктор Михайлович

Слайд 19Анализ картины И.Я. Билибина «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» И.Билибин

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Иван Яковлевич Билибин, русский художник конца XIX - на­чала XX в., работал в былинно-сказочном жанре, создавая замеча­тельные иллюстрации к русским сказкам. Художник стал известен благодаря своим работам к сказкам «Царевна-лягушка», «Васили­са Прекрасная», «Сказка о золотом петушке». Именно сказочной теме народного искусства он посвятил все свое творчество.
Картину «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Билибин создал как иллюстрацию к известной сказке (рис. 12). Художник запечатлел момент, когда сестрица Аленушка предостерегает своего брата от того, чтобы он не пил воду из речки, на берегу которой пасется табун лошадей. На переднем плане иллюстра­ции мы видим Аленушку и Иванушку. Одежда на них типична для русского крестьянства Древней Руси. Девушка одета в белую рубаху с красным узором, поверх которой синий сарафан. Голова покрыта белым платком. Стоит обратить внимание на черты лица Аленушки. Они преисполнены строгости и одновременно любви к своему младшему братцу и заботы о нем. Иванушка обращен к нам боком, его лица мы не видим. Он одет в классическую рус­скую одежду: рубаху, подпоясанную тесемкой, и штаны. Дети не обуты, несмотря на то, что идут они долго. Это подчеркивает, что дети в несчастье (у них умерли родители). Мальчик держит в руке дорожный посох, что также указывает на длительность странствий брата и сестры. Дети стоят на берегу реки, поросшем молодым ельником. На другом берегу пасутся лошади. Они пред­ставляют собой задний план картины. Фоном выступает еловые холмы, перед которыми одиноко покоится избушка. В нижней части иллюстрации под чертой, проведенной автором, мы на­блюдаем предысторию события, изображенного художником в основной части произведения. Такой вывод можно сделать по множеству пней, торчащих из земли, и, разумеется, по ста­ду коров, пасущихся на берегу. Эти обстоятельства указывают на близость людского селения, из которого начали путь дети. Орнаментом картины сбоку служит узор из грибов, цвет ножек которых попеременно меняется. Такой узор также указывает на особую роль пути, долгой, изнуряющей дороги, странствия. Вверху же орнамент выполнен в стиле узора народной вышивки, что подчеркивает принадлежность сказки, к которой написана иллюстрация, к фольклору.
В целом по картине можно судить о том, что событие, изобра­женное на ней, лежит в непосредственной близости от завязки сказки. Передано также настороженно-упреждающее настрое­ние, чувствуется приближение чего-то недоброго, беды, которой можно было бы избежать. Так одной иллюстрацией художник Би-либин создал в воображении читателя детальные образы героев и как нельзя лучше передал сказочную атмосферу этого шедевра народного творчества.


Анализ картины И.Я. Билибина «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»  И.Билибин «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»Иван Яковлевич

Слайд 21 Анализ картины М.Врубель «Царевна Лебедь»; см. папку Жанры живописи,

текст на репродукции


Анализ картины М.Врубель «Царевна Лебедь»;  см. папку Жанры живописи, текст на репродукции

Слайд 22Анализ картины Хруцкий «Цветы и плоды»; см. папку Жанры живописи, текст

на репродукции

 
Среди немногочисленных мастеров натюрморта первой половины 19 века имя Хруцкого затмевает другие своей популярностью. Цветы и плоды Хруцкого навеяны старыми голландскими натюрмортами.
Кажется на первый взгляд, что художник ставит перед собой сугубо декоративные цели, и от великолепия цветущей и изобильной натуры теряет чувство меры. Вокруг вазы, переполненной разнообразными цветами, со всех сторон теснятся и нагромождаются фрукты и овощи.
Художник стремится пересоздать, перетворить все реальные предметы из более совершенного и вечного вещества, нежели живое. Поэтому тыква кажется позолоченной, виноград восковым, даже цветы - искусственными. Он стремится сотворить в живописи более вечный и изобильный и совершенный мир, чем в реальности, но, к сожалению, и там «ржавеет золото и истлевает сталь». Вот трещинка на столешнице, вот листок проеденный гусеницей, вот муха, увядают цветы - это свидетельства бренности, ели заметные намеки. Но есть и главное, неотвратимое свидетельство всего земного - это тьма, подкрадывающаяся к предметам. Яркий свет отвоевывает у нее только передний план изображения. Вот иже померкли краски смородины слева, вот от стеклянного кувшина справа остались одни блики. Вообще в самом названии жанра (мертвая неподвижная натура) «натюрморт» уже содержит противопоставление.

Анализ картины Хруцкий «Цветы и плоды»; см. папку Жанры живописи, текст на репродукции Среди немногочисленных мастеров натюрморта первой

Слайд 24И. Репин. Садко

И. Репин. Садко

Слайд 25 Условность и правдоподобность в искусстве.
Каждый художник обладает одновременно как

физическим, так и художественным зрением. Как и всякий не художник он смотрит на окружающий мир - на природу, на людей, предметы - при помощи своего физического зрения, но , когда он вглядывается во все это как художник, притом не просто для того, чтобы полюбоваться, а с целью запечатлеть виденное на бумаге или холсте, на помощь его физическому зрению приходит зрение художественное. В этот момент он не только смотрит но и создает образ.
Как бы ни был совершенен этот образ, он ни когда не будет совпадать с природой, а всегда будет являться некоторым вольным или не вольным видоизменением ее, иногда даже преображением.

Условность и правдоподобность в искусстве. Каждый художник обладает одновременно как физическим, так и художественным зрением. Как

Слайд 26Почему люди хранят произведения искусства и высоко ценят их, передавая из

поколения в поколение

Для некоторых людей рисование превращается в главное дело жизни. И если чувства и мысли художника будут интересны многим людям - получится произведение искусства, Только нужно много знать и уметь. Картина похожа на окно в мир, созданный художником. Но самые лучшие картины собирают в музеях искусства для того, что бы люди свободно могли приходить к ним в гости и беседовать с ними. Они несут радость, заставляют думать о смысле и правде жизни, о добре и зле.

Почему люди хранят произведения искусства и высоко ценят их, передавая из поколения в поколение Для некоторых людей

Слайд 27« Фантазия художника щедра,
Она нам дарит столько неожиданного.
Представь, насколько б

жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных…»

« Фантазия художника щедра, Она нам дарит столько неожиданного.Представь, насколько б жизнь была бедна, Коль не было

Слайд 28Творческое задание

На этом занятии вам предлагается изобразить фантастический мир. Используйте краски

разных цветов. Замысел своей работы вы можете позаимствовать из русских народных сказок.
Творческое заданиеНа этом занятии вам предлагается изобразить фантастический мир. Используйте краски разных цветов. Замысел своей работы вы

Слайд 29 Итог
Рассматривание и анализ нарисованных работ.


ВОПРОСЫ
Как

вы понимаете роль фантазии в жизни человека?
Помогает ли искусство развитию фантазии?
Как вы думаете, что такое творческое воображение художника и что такое творческое воображение зрителя?


Итог Рассматривание и анализ нарисованных работ.   ВОПРОСЫ Как вы понимаете роль фантазии в жизни

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть