Слайд 1Русский портрет XVIII века.
Учитель высшей категории
Рубцова Н.И.
МОУ «СОШ №71»
г. Саратов
Слайд 2« Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление
портрета… Портрет – единственная область живописи, в которой Россия шла в уровень с Европой».
И.Э. Грабарь
Слайд 318 столетие часто называют веком портрета. В это время особенно усилился
интерес к человеческой личности. Ее ценность во многом определялась интеллектуальными и душевными качествами, а не титулами, чинами и званиями.
Слайд 4У истоков русского портретного искусства.
Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит
к парсуне (от «персона»), получившей распространение в 16-17 веках.
Первые парсуны еще тесно связаны с традициями иконописных изображений, в них чувствуется некая застылость, идеализация и отвлеченность образов. Но уже заметно стремление художников передать индивидуальные, наиболее характерные черты важных и известных особ (царей или светских лиц).
Слайд 5Михаил Скопин-Шуйский
Иван Грозный
Слайд 6Сходство с изображаемым становится обязательным условием, портрет пишется не по памяти,
а с натуры.
В ранних портретах присутствовала почти натуралистическая передача черт лица, взгляда, позы, осанки, деталей одежды и одновременно – плоскостная трактовка образов, непропорциональность (например, непомерно большая голова, тщедушное туловище, кони – карлики).
С середины 17 века особенно ощутим разрыв с иконописными традициями.
Приоритетным становится парадный, торжественный портрет знатного лица.
Слайд 7Неизвестный художник.
Портрет Якова Тургенева.
Широкоплечая фигура командира роты и царского шута лишена
объемности, она поставлена фронтально и занимает почти все пространство холста. Крупная надпись вверху – напоминает парсуну, подчеркивает плоскостность изображения.
Слайд 8Иначе написано лицо, передающего характерные черты портретируемого: усталые умные глаза в
глубоких впадинах, проницательный взгляд, крупный нос, редкую седеющую бородку. Грустное, почти скорбное выражение лица явно контрастирует с нарочито торжественной позой. Нелепо смотрится жезл военачальника «потешных» войск.
Слайд 9С ранним периодом развития русского портретного искусства связаны имена И.Н. Никитина,
А.М.Матвеева, А.П. Антропова и И.П. Аргунова.
Слайд 10Иван Никитич Никитин художественное образование получил при Оружейной палате, был послан
Петром I для обучения в Италию, награжден царем званием «персонных дел мастером» и домом близь Зимнего дворца в Петербурге. Он был единственным, кому дозволено было рисовать персону его величества с натуры.
Вершиной творчества И.Н. Никитина стал « Портрет напольного гетмана» – боевого соратника Петра.
Слайд 11«Портрет напольного гетмана».
Обветренная , темная от загара кожа, резко контрастирует с
мягким розовым бархатом отворотов военного мундира с мерцающими золотом позументами. Верхний источник света подчеркивает высокий лоб и оставляет в тени нижнюю часть лица. Перед нами человек, погруженный в собственные мысли.
Слайд 12Его усталая поза, слегка опущенная голова, беспорядочно спутанные волосы, воспаленные веки,
напряженно сжатые губы – все подчеркивает нелегкий жизненный путь сильного и мужественного человека. Несмотря на трудности и лишения, в нем не ослабла крепкая воля, не угасла энергия жизни. Из-под седых нахмуренных бровей глаза смотрят сурово и решительно.
Слайд 13В 1727 году после 11 лет обучения в Голландии на родину
возвращается Андрей Матвеевич Матвеев.
Лучшее из того, что создал художник – «Автопортрет с женой». Удивительно тонко переданы чувства взаимной любви и нежности супругов.
Слайд 14Супруги держатся просто и естественно, излучая добрую энергию, Приглушенные цвета подчеркивает
камерный характер портрета. Это первый лирический портрет в русской живописи.
Слайд 16Преодолевая условности парсунного портрета Алексей Петрович Антропов делает решительный шаг на
пути к реалистическому искусству.
Ему принадлежит заслуга в создании камерного, интимного портрета своих современников.
«Портрет статс-дамы А.М. Измайловой»
Слайд 17В нем чувствуются следы парсуны: некоторая застылость позы, взор, устремленный прямо
перед собой.
Однако , это глубокий психологический портрет немолодой женщины, входящей в ближайшее окружение императрицы Елизаветы Петровны. Она умна, сметлива, властна и насмешлива. Напудренная прическа, яркие румяна на щеках, насурмленные брови ,роскошная одежда по моде , дорогие украшения – все подчеркивает богатство и власть над окружающими. На устах тонкая улыбка превосходства, в глазах- что-то недоброе и насмешливое. Типичная русская барыня.
Слайд 18«Портрет крестьянки в русском костюме»
Иван Петрович Аргунов.
Будучи крепостным художником, всю жизнь
писал портреты своих господ Шереметьевых.
Портрет крестьянки – самое совершенное творение художника. Высокий кокошник подчеркивает ее благородную, почти царственную осанку. Ласковая улыбка, чистота открытого взора, скромность, внутреннее спокойствие делают этот образ совершенным.
Слайд 19Во второй половине 18 столетия в живописи русских мастеров появились новые
жанры: бытовой, исторический и пейзажный, однако самые значительные произведения создавались в жанре портрета. Среди живописцев этого времени следует выделить Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левичкого и В.Л. Боровиковского.
Слайд 20Федору Степановичу Рокотову суждено было стать одним из самых изысканных и
тонких живописцев в европейском искусстве. В его произведениях необыкновенная поэтичность и одухотворенность образов. В них всегда есть что-то таинственное и загадочное, какая-то недосказанность. Рокотов избегает парадных, торжественных портретов. Его интересует внутренний мир человека, его сокровенные мысли и чувства.
Слайд 21В «Портрете Струйской» молодая женщина как прелестное видение выплывает «из тьмы
былого».Тонкое одухотворенное лицо с чуть прищуренными глазами, смотрит откуда-то издалека: серьезно, немного грустно, с едва уловимым, легким сожалением. Черты кажутся полустертыми, растворяющимися в полумраке. Контуры фигуры размыты, словно она неожиданно появилась из сумрака и готова вновь в нем исчезнуть.
Слайд 22Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза- как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
предвосхищенье смертных мук
Н.А. Заболоцкий
Слайд 24Дмитрий Григорьевич Левицкий с одинаковым мастерством работал в жанре парадного и
камерного портретов, создавал костюмированные, детские и семейные портреты своих современников – вельмож, философов, промышленников и купцов, военных и дипломатов, писателей и музыкантов.
Слайд 25«Портрет П.А.Демидова»
Портрет одного из богатейших людей своего времени – лучшее художественное
достижение Левицкого. Известный горнозаводчик изображен на фоне величественных колонн и драпировок. За колоннами – здание Воспитательного дома, на строительство которого он пожертвовал большие деньги.
Слайд 26Судьба нашедших там приют детей – «цветов жизни» – очень беспокоит
Демидова, запечатленного в облике садовника. На нем домашний халат и ночной колпак. Он стоит опираясь на большую лейку. На столе лежат труды по ботанике и луковицы растений. У основания колонн- горшки с цветами, предмет гордости хозяина. Этот парадный портрет сочетает в себе черты камерности.
Слайд 27Вершиной творчества Левицкого стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.
«Портрет Е.Н. Ховансой и Е.Н. Хрущевой»
Слайд 30Владимир Лукич Боровиковский.
Им создана галерея глубоко поэтичных женских образов. Его героини
часто изображались на фоне парковых ландшавфов. Главное внимание автор сосредотачивает на лицах своих моделей, передавая юный задор и веселье., строгость и доброту, задумчивость и мечтательность.
Слайд 31Одним из самых поэтичных произведений Боровиковского является «Портрет М.И. Лопухиной» .
С большой любовью и задушевностью представлен образ молодой мечтательной женщины. Томный, грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность позы переданы художником.
Слайд 32Ее лицо далеко от идеала классической красоты, но в то же
время исполнено очарования и душевной прелести. Плавные линии, мягкие округлые формы, нежные тона создают особую атмосферу покоя и гармонии. Воздушная дымка белого платья, нежно - голубого пояса, сиреневого шарфа, розы, зеленой листвы усиливает впечатление меланхолического раздумья девушки.
Слайд 33На этом портрете Марии Ивановне Лопухиной 18 лет, в 24 года
она ушла из жизни…