Слайд 2Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства следует считать роспись. Вполне
понятно желание украсить росписью немудреную деревянную посуду. Роспись не только украшала посуду, но и предохраняла ее от вредных действий влаги. Роспись естественными природными красками была дешева, доступна и красочна.
Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции.
Слайд 3Мы познакомимся с Мезенской (Архангельская область),
Петриковской (Днепропетровская область) росписью,
а также
узнаем,
что такое Гжель,
Палех,
Городец,
Хохлома,
Жостов,
Великоустюжская чернь,
Майдановская роспись
Слайд 4Мезенская роспись
Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись
получила от местности в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы, на границе тайги и тундры.
Слайд 5Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё
с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России.
Слайд 6Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и
мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный.
Слайд 7Петриковская роспись - визитная карточка Украины
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь
сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой.
Слайд 8Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Широкое
применение имеют мотивы садовых (георгины, астры, розы) и луговых цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы.
Слайд 9Гжель
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел – подмосковная гжель.
Слайд 10Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского»
фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах, на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах.
Слайд 11Городецкая роспись
Городецкая роспись - один из русских народных промыслов, берет свое
начало в середине 19 века. Родиной этого искусства стал город Городец (Нижегородская область), история которого, надо заметить, намного дольше, нежели история росписи, так как поселение там было еще в 12 столетии. Развитию городецкой росписи поспособствовало географическое положение города: волжские берега, как нельзя лучше подходящие для разнообразных промыслов.
Слайд 12В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма
рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз.
Слайд 13ИСКУССТВО ПАЛЕХА
Палех — посёлок городского типа, административный центр Палехского района
Ивановской области.
Население — 5,5 тыс. жителей (2009
Слайд 14Первое упоминание о Палехе относится к началу 17 века. В различных
документах тех лет говорится о развитом иконописном промысле в Палехе. К середине 17 века молва о прекрасных работах палехских мастеров достигла Москвы, и их стали приглашать для росписи в столицу. Иконы, написанные в Палехе, были достаточно дорогими, так как писались они долго и тщательно, по старинным образцам.
Слайд 15Но к концу 19 века производство иконы в России сильно разрослось,
что привело к ее удешевлению, а как следствие - и к потере качества росписи. После революции 17 года палехские мастера и вовсе остались практически без работы. Но после окончания гражданской войны возникла необходимость использовать накопленный иконописный опыт в других областях искусства.
Слайд 16Так, нескольких лет, зародилось новое искусство Палеха. Новому искусству в течение
была присуща и новая тематика - добавились сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты, взятые из творчества русских писателей и поэтов.
Слайд 17ХОХЛОМА
.
Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома
Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились).
Хохлома - старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи.
Слайд 18В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой,
вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки.
Слайд 19Существуют два основных вида хохломской росписи:
"верховая" (красным и черным цветом на
золотистом фоне.
"под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне).
Слайд 20История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде
подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Жоcтовская роспись
Слайд 21В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и
плодов сочетается с декоративной обобщен-ностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.
Слайд 22ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЧЕРНЬ
(чернение по металлу).
Чернь, ниелло (итал. niello, от лат.
nigellus, уменьшит. от niger — чёрный), сплав серебра, свинца, серы и других варьирующихся компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, главным образом из серебра. Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, предмет подвергается обжигу, после чего на нём выявляют чёрный или тёмно-серый рисунок.
Слайд 23Чернь как вид обработки металла известна на Руси с Х века.
Археологические материалы дают богатейшие коллекции произведений из серебра и золота, украшенных тонкими изящными орнаментами, наведенными по гравировке или чеканке чернью.
Слайд 24Полхов – майдановская роспись
Полховомайдановская роспись - особенная. Каждая из деталей головного
убора, сарафанного убранства матрешки выписывается отдельно.
Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом.
Слайд 25Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черным цветом), применение
ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.
Слайд 26В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный
орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.