Слайд 1
10 самых известных памятников России
Подготовил:
учитель ИЗО МКОУ « Болоховская ООШ №2»
Толмачева Ольга Юрьевна
Слайд 21. Памятник Петру I — Москва
Слайд 3Официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал
Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.
Слайд 82. Памятник «Рабочий И Колхозница» — Москва
Слайд 9«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий
собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.
Слайд 10Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но
получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.
Слайд 11· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах,
но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.
· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.
· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.
· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.
· Является символом киностудии «Мосфильм».
· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей
Слайд 133. Памятник Родина Мать Зовет — Волгоград
Слайд 14Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы»,
расположенного на Мамаевом кургане. Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника — 85—87 метров.
Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.
Слайд 163. Памятник Родина Мать Зовет — Волгоград
Слайд 174. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» — Москва
Слайд 18Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского
народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:
И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!
Слайд 19Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между
зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.
Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.
Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».
Слайд 215. Памятник «Тысячелетие России» — Великий Новгород
Слайд 22Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего
юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу — эмблему царской власти. Общая высота памятника — 15 метров.
8 сентября 1862 года в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет.
Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу.
Как создавался памятник и как относились к нему люди в разные эпохи — в конце XIX века, после революции, в годы войны?
Какие исторические реалии нашей страны скрываются за историей его создания и самим внешним обликом?
Почему одни персонажи на нем изображены, а другие — казалось бы, не менее достойные — нет? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, обратимся к самым интересным и любопытным фактам.
Слайд 24История России в бронзе
Всего памятник содержит 128 фигур. Композиционно состоит из трех
ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность».
Слайд 25Верхний ярус. Православие
Группа состоит из двух фигур — Россия и ангел. Ангел
с крестом в руке — олицетворение православной церкви, а коленопреклоненная женщина — олицетворяет Россию. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар — держава. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».
Слайд 27Средний ярус. Шесть эпох государства Российского
Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, так
называемые «колоссальные фигуры», группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени).
Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
Слайд 29Рюрик — основание государства Российского в 862 году. Композиция, символизирующая призвание варягов на Русь.
Первый
князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. Надпись на щите «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э. За ним справа, полулёжа находится языческий бог Велес.
Слайд 31Святой равноапостольный князь Владимир — крещение Руси в 988 году.
Великий князь киевский Владимир Святославич в
центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна.
Слайд 32Святой великий князь Дмитрий Донской — освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году. Куликовская битва, 1380
год.
Дмитрий Донской в правой руке держит шестопер, а в левой — бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу.
Слайд 33Иван III — основание самодержавного царства Русского в 1491 году.
Иван III в царских
ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом. На заднем плане фигура сибиряка — символ грядущего освоения Сибири.
Слайд 34Михаил Романов — восстановление самодержавия в 1613 году. Начало династии Романовых.
Михаил Федорович, князь Пожарский,
защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр.
Слайд 35Петр I — основание Российской империи, 1721 год.
Пётр I в порфире, увенчанный лавровым
венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя.
Слайд 36Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит
в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I — на основанный им Петербург. Михаил Романов — на запад: туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской — на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III — на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик… Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город — Киев.
Слайд 37Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории
Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет
сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что.
За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.
Слайд 38«Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые
по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».
Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории…
Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову:
Слайд 39Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную
изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:
Просветители
31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие.
Слайд 4126 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.
Слайд 42Военные деятели и герои
36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие.
Слайд 43Писатели и художники
16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие.
Слайд 456. Памятник Затопленным кораблям — Севастополь
Слайд 46Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен
на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям — один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота — 16.7 метров.
Есть еще один значимый для Севастополя памятник — бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе.
Слайд 497. Памятник Георгию Победоносцу — Москва
Слайд 50Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав
мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу — одна из центральных композиций мемориального комплекса.
Слайд 528. Памятник «Медный Всадник» — Санкт-Петербург
Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.
Слайд 549. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске
Слайд 55Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено
к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.
Слайд 57Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс
в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. По высоте «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.
Слайд 58СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подготовить сообщение об одном из десяти памятников нашего
урока. Строго обязательно сделать акцент на интересные факты рождения идеи и процесса его создания.