Слайд 1
КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
Эгейская культура и искусство
Слайд 4Периоды развития античной культуры
I. Эгейская культура
к.III-II тыс. до н.э. (Крит, Микены,
Троя)
II. Культура Древней Греции:
Гомеровский период XI-VIII вв. до н.э.
Архаический период VII-VI вв. до н.э.
Классический период V- последняя треть IV вв. до н.э.
Эллинистический период последняя треть IV-I вв. до н.э.
III. Этрусская культура VIII-II вв. до н.э.
IV. Культура Древнего Рима:
Царский период VIII-VI вв. до н.э.
Период республики V-I вв. до н.э.
Период империи I-V вв. н.э.
Слайд 5Эгейская культура
Эгейская цивилизация сложилась в бассейне Эгейского моря в III-II тыс.
до н. э.
Крито-минойская культура
Древнейшая европейская цивилизация (которую относят к Эгейской) – крито-минойская – существовала на о. Крит и была названа так в XX в. по имени мифологического царя Крита Миноса.
Становление крито-минойской культуры относят к 23-22 вв. до н. э., расцвет – к 16-15 вв. до н. э.,
крушение – к началу 14 в. до н. э.
В середине 15 в. до н. э. Крит постигла катастрофа, связанная с извержением вулкана на соседнем о.Тера (Фера) (Санторин).
Затем на Крит вторглись племена греков-ахейцев, проникших сюда с Балканского полуострова. Всё это привело к упадку культуры Крита.
Раскопки на Крите (Кносского дворца) вёл сэр Артур Эванс в 1900-1930 гг.
Слайд 6Эгейская культура
Крито-минойская культура
До вторжения греков на Крит на острове жили пеласги
– народ, говоривший на языке, не относящемся ни к индоевропейской, ни к семитской группам.
Критское государство было древнейшим в Европе государством с сильной централизованной властью, армией, чиновниками, чеканкой монет , с развитой сетью дорог.
Земля, вероятно, была государственной собственностью, на ней работали, в основном, свободные крестьяне.
По-видимому, существовало «домашнее рабство» (рабы были заняты в хозяйстве, а не в земледелии). Предположительно, рабы, как государственная собственность, использовались при сооружении крупных построек.
Крито-минойская культура базировалась на развитом земледелии, скотоводстве, охоте.
Критяне имели большой флот, занимались рыболовством и торговлей, владычествуя на море.
Слайд 7Эгейская культура
Крито-минойская культура
Крит называют родиной ремесла: корабельного, строительного, кожевенного, гончарного, ткацкого.
На
Крите существовала письменность пиктографического (ок. 17 в до н. э.), затем слогового характера. Дешифровка её не завершена. (в 15 в. до н. э. ахейцы заимствуют у критян линейное слоговое письмо).
О РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЯХ критян известно мало.
Возможно, главным было божество, ипостасью которого являлся священный бык, так как почти каждое святилище на острове увенчано бычьими рогами, изображения быков украшали дворцовые покои, золотые кубки, сосуды, печати. Очевидно, с обрядом заклания священного быка связан культ лабриса (двусторонней секиры), символика которого распространена на Крите.
Критяне поклонялись также Великой Богине-владычице, которая предстаёт то покровительницей гор, лесов, хлебных злаков, плодовых деревьев, то зловещей царицей подземного мира, держащей в руках змей. Она также божество плодородия, великая мать всего живого, символ обновления природы.
Дедал был местным божеством – покровителем ремесла.
Слайд 8Эгейская культура
Крито-минойская культура
Крито-минойское искусство
Искусство Крита преимущественно дворцовое. В крупных культурных центрах
были созданы большие жилые комплексы и дворцы из камня и кирпича. Дворцы совсем не были укреплены, не имели ни стен, ни рвов вокруг.
Дворцы имели помещения на разном уровне, с лестницами,пандусами, галереями, верандами, бассейнами, колоннами. Внутренние помещения освещались световыми колодцами.
Интерьеры дворцов имели богатое убранство. Стены были украшены росписями на религиозные, мифологические, бытовые темы с изображением людей, животных, растений.
В искусстве Крита развитие также получили:
скульптура: рельеф, мелкая пластика; керамика.
Крито-минойское искусство отличает декоративность, сочетание праздничности и торжественности, реалистических тенденций и условности, схематизма. Радостное, любовное восприятие мира.
Слайд 91. Крито-минойская архитектура
Слайд 12Архитектура Кносского дворца.
Интерьеры
Слайд 13Архитектура Кносского дворца.
Реконструкция
Слайд 142. Крито-минойская живопись. Фрески Кносского дворца
Слайд 15Крито-минойская живопись. Фреска «Парижанка»
Слайд 16Крито-минойская живопись.
Фрески
Слайд 17Крито-минойская живопись. Фреска
Слайд 20Крито-минойская керамика
Стиль «камарес»
Слайд 21Крито-минойская керамика
Стиль «камарес»
Слайд 22Крито-минойская керамика
Стиль «камарес»
Слайд 23Крито-минойская керамика
Стиль «камарес»
Слайд 24Эгейская культура
Микенская культура
Около 2000 г до н. э. греки-ахейцы пришли с
Балканских гор на берега Эгейского моря. Они захватили древние прибрежные города (в т. ч. Афины), основали города Спарту, Коринф.
В 15 в. до н. э. центр цивилизации переместился с Крита на север, на территорию материковой Греции, где достигла высокого развития созданная греками-ахейцами микенская культура.
Расцвет микенской культуры относят к 15-13 вв. до н. э., гибель – к 12 в. до н. э. под ударами волны завоевателей – греков-дорийцев, пришедших с севера Балканского полуострова.
Во главе государства стоял царь-жрец (ванака). Он являлся верховным жрецом.
Существовал мощный государственный и бюрократический аппарат: целый штат писцов, чиновников разного ранга.
В состав госуд. аппарата входил и многочисленный штат военных чинов. Защита от противника была важной функцией государства.
Слайд 25Эгейская культура
Микенская культура
Источником богатства были земля и натуральные подати.
Развивались ремёсла. В
городах протекала многообразная хозяйственная жизнь.
Микенское искусство
Искусство отличалось от критского большей суровостью и мощью.
В таких крупных центрах экономической и религиозной жизни, как Микены, Тиринф, были возведены каменные дворцы-цитадели, окружённые мощными оборонительными стенами.
Архитектура дворцов подчинялась строгому порядку, симметрии.
Суровому внешнему облику дворцов контрастировал богато украшенный интерьер. На фресках и алебастровых фризах изображались сцены сражений, охоты, фигуры людей, растения.
Микенская керамика превосходила критскую в техническом отношении, но была менее разнообразной по форме, декоративным росписям.
Слайд 27Микенская архитектура
Интерьер дворца
Слайд 28Микенская архитектура
Сокровищница Атрея
Львиные ворота
Микенская архитектура
Гробница царя Атрея Крито-микенская
скальная гробница
Микенское искусство
Погребальная маска Агамемнона
Микенская керамика
Слайд 31
Микенская керамика
Кратер, 1400-1300 гг. до н. э.
Слайд 32
Микенская керамика
Кратер воинов, 1200 г. до н. э.