Презентация, доклад по Истории мировой культуры

Содержание

Андрей Рублёв (около 1360 – 17 октября 1428, Москва) – наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.

Слайд 1Презентация
по народной художественной культуре на тему:
«Творчество А. Рублёва. «Живоначальная

Троица».
Презентация по народной художественной культуре на тему: «Творчество А. Рублёва. «Живоначальная Троица».

Слайд 2 Андрей Рублёв (около 1360 – 17 октября 1428, Москва) – наиболее

известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.
Андрей Рублёв (около 1360 – 17 октября 1428, Москва) – наиболее известный и почитаемый мастер московской школы

Слайд 3 Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в

Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» - инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Биографические сведения

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям —

Слайд 4 Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был

хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком.

Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в.)

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и

Слайд 5 Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он

делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425-27 годах он создал свой шедевр – «Троицу».
Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в

Слайд 6Мировоззрение
На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й

половины XIV – начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все – рубеж XIV-XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.
Мировоззрение	На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV – начала XV века,

Слайд 7Андрей Первозванный, 1408

Андрей Первозванный, 1408

Слайд 8Апостол Павел,1410

Апостол Павел,1410

Слайд 9Архангел Гавриил, 1408
Архангел Михаил, 1408

Архангел Гавриил, 1408 Архангел Михаил, 1408

Слайд 10Архангел Михаил из деисусного чина

Архангел Михаил из деисусного чина

Слайд 11Благовещение, 1405

Благовещение, 1405

Слайд 12Святая Троица А. Рублёва

Святая Троица А. Рублёва

Слайд 13 В конце XIV – начале XV века (по другим исследованиям, около

1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа.
В конце XIV – начале XV века (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр —

Слайд 14 Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к

ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб – превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).
Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого

Слайд 15Богоматерь Владимирская, к.XVI - нач. XVвв

Богоматерь Владимирская, к.XVI - нач. XVвв

Слайд 16Григорий Богослов
Богоматерь, 1408

Григорий Богослов Богоматерь, 1408

Слайд 17Вознесение, 1408

Вознесение, 1408

Слайд 18Голгофа, фреска. Ок. 1400

Голгофа, фреска. Ок. 1400

Слайд 19Евангелист Лука. Евангелие Хитрово. Миниатюра. Начало XV в.

Евангелист Лука. Евангелие Хитрово. Миниатюра. Начало XV в.

Слайд 20 В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца

расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески

Слайд 21Феофан Грек

Феофан Грек

Слайд 22Евангелист Матфей. Евангелие Хитрово. Миниатюра. Начало XV в.

Евангелист Матфей. Евангелие Хитрово. Миниатюра. Начало XV в.

Слайд 23Евхаристия

Евхаристия

Слайд 24Иоанн Богослов, 1408
Иоанн Златоуст, 1408

Иоанн Богослов, 1408 Иоанн Златоуст, 1408

Слайд 25Иоанн Предтеча, 1408
Крещение Господне, 1425-1427

Иоанн Предтеча, 1408 Крещение Господне, 1425-1427

Слайд 26Творчество
В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.
Творчество	В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал

Слайд 27Неизвестный праотец. Фреска. Ок. 1400

Неизвестный праотец. Фреска. Ок. 1400

Слайд 28Преображение Господне

Преображение Господне

Слайд 29Пророк Даниил, фреска, ок. 1400

Пророк Даниил, фреска, ок. 1400

Слайд 30Спас в славе. Евангелие Апракос. Миниатюра

Спас в славе. Евангелие Апракос. Миниатюра

Слайд 31 Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не

доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV века; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).
Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные.
Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке»

Слайд 32Рождество Христово

Рождество Христово

Слайд 33 Святой мученик Лавр. Фреска. Ок. 1400

Святой мученик Лавр. Фреска. Ок. 1400

Слайд 34Святой мученик Флор. Фреска. Ок. 1400

Святой мученик Флор. Фреска. Ок. 1400

Слайд 35Сошествие во ад, 1408-1410-е гг.

Сошествие во ад, 1408-1410-е гг.

Слайд 36Спас в силах

Спас в силах

Слайд 37Спас, 1410-е

Спас, 1410-е

Слайд 38Страшный суд. Фреска. 1408

Страшный суд. Фреска. 1408

Слайд 39 Явление ангела Пахомию. Фреска. Ок. 1400

Явление ангела Пахомию. Фреска. Ок. 1400

Слайд 40Ангел вручает преподобному Пахомию общежительный монашеский устав.

Ангел вручает преподобному Пахомию общежительный монашеский устав.

Слайд 41Почтовая марка СССР, 1961 год
Память

Почтовая марка СССР, 1961 годПамять

Слайд 42 Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в

Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).
В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые с определённой вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублёву.
Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной

Слайд 43Спасо-Андроников монастырь, 1883 г.

Спасо-Андроников монастырь, 1883 г.

Слайд 44Спасский собор Андроникова монастыря, 1883 г.

Спасский собор Андроникова монастыря, 1883 г.

Слайд 45Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть