Слайд 1Презентация
по народной художественной культуре на тему:
«Творчество А. Рублёва. «Живоначальная
Троица».
Слайд 2 Андрей Рублёв (около 1360 – 17 октября 1428, Москва) – наиболее
известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.
Слайд 3 Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в
Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» - инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.
Биографические сведения
Слайд 4 Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был
хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком.
Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в.)
Слайд 5 Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он
делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425-27 годах он создал свой шедевр – «Троицу».
Слайд 6Мировоззрение
На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й
половины XIV – начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все – рубеж XIV-XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.
Слайд 9Архангел Гавриил, 1408
Архангел Михаил, 1408
Слайд 10Архангел Михаил из деисусного чина
Слайд 13 В конце XIV – начале XV века (по другим исследованиям, около
1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа.
Слайд 14 Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к
ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб – превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).
Слайд 15Богоматерь Владимирская, к.XVI - нач. XVвв
Слайд 16Григорий Богослов
Богоматерь, 1408
Слайд 19Евангелист Лука. Евангелие Хитрово. Миниатюра. Начало XV в.
Слайд 20 В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца
расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
Слайд 22Евангелист Матфей. Евангелие Хитрово. Миниатюра. Начало XV в.
Слайд 24Иоанн Богослов, 1408
Иоанн Златоуст, 1408
Слайд 25Иоанн Предтеча, 1408
Крещение Господне, 1425-1427
Слайд 26Творчество
В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.
Слайд 27Неизвестный праотец. Фреска. Ок. 1400
Слайд 30Спас в славе. Евангелие Апракос. Миниатюра
Слайд 31 Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не
доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV века; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).
Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные.
Слайд 33 Святой мученик Лавр. Фреска. Ок. 1400
Слайд 34Святой мученик Флор. Фреска. Ок. 1400
Слайд 35Сошествие во ад, 1408-1410-е гг.
Слайд 39 Явление ангела Пахомию. Фреска. Ок. 1400
Слайд 40Ангел вручает преподобному Пахомию общежительный монашеский устав.
Слайд 41Почтовая марка СССР, 1961 год
Память
Слайд 42 Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в
Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).
В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые с определённой вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублёву.
Слайд 43Спасо-Андроников монастырь, 1883 г.
Слайд 44Спасский собор Андроникова монастыря, 1883 г.